🧩 О роли организаторов в размещении облигаций
На фоне последних размещений (в особенности «Делимобиля») получил не мало вопросов от начинающих инвесторов касательно темы посты. Как мне показалось, многие имеют достаточно отдалённое представление, кто такие организаторы, и почему они могут продавать свои позиции в недавно размещённых облигациях даже ниже номинала. Неужели они продают их себе в убыток? Попробую объяснить, что к чему.
Начнём с того, кто такие организаторы в целом. Обычно это банки или компании инвестиционной направленности, главная цель которых – помочь эмитенту разместить облигации на рынке. В спектр услуг организаторов входит: анализ состояния рынка и перспектив размещения, определение условий выпуска, подготовка эмиссионных документов, формирование пула инвесторов, проведение маркетинговых мероприятий и не только. Конечно, всё это происходит с участием эмитента – именно за ним последнее слово.
🎯 Итак, как уже упоминалось выше, главная цель организаторов – разместить выпуск. Именно за это они и получают своё вознаграждение, которое традиционно определяется как % от объема размещения. Чем выше объем выпуска и срочность размещения, тем больше вознаграждение оргов. Уровень мотивации оргов и разнообразие их подходов также варьируется в зависимости от потенциального заработка.
Пример хорошей комплексной работы организаторов можно было увидеть как раз-таки в недавнем размещении
$RU000A106A86 «Делимобиля». Верная оценка сантимента рынка, грамотный подбор условий выпуска, широкое освещение размещения, своевременное появление пресс-релиза от рейтингового агентства с подтверждением высокого кредитного рейтинга и, в конце концов, раздача бонусов в подарок, позволили увеличить минимально заявленный объем размещения аж в 3 раза. Думаю, это отличный результат, учитывая, что в прошлый раз получилось разместить лишь 22% выпуска.
Несмотря на то, что розничный спрос был высоким (около 19к сделок), часть нового выпуска ушла в руки самим оргам. Сколько именно – точно трудно сказать. Судя по раскладке заявок с первички, было как минимум 2 выделяющих на общем фоне заявки: на 497 и 261 млн рублей. Сегодня, кстати говоря, в первые 10 минут торгов заявка как раз-таки на 261+ млн рублей была выставлена по 1003 и тут же куплена. Вероятно, орги нашли покупателя на этот объём.
Покупка на себя части выпуска – не обязательное, но довольно часто встречаемое явление при размещении, цель которого сделать так, чтобы полученные средства как можно скорее оказались у компании-эмитента в полном объёме. Другими словами, если в процессе размещения становится понятно, что за один день весь объем разместить не удастся, организатор может либо ничего не делать и просто продолжать размещение столько дней, сколько потребуется, либо может сам выкупить остаток и продавать его своими силами в стакане. Особенно это актуально, если организатор понимает, что спрос на вторичном рынке будет высокий или, если он уверен, что сможет найти крупного покупателя на какую-то своего объёма.
При этом в стакане продажи могут идти тоже по-разному. Если организатору торопиться некуда, то он может абсолютно незаметно продавать по рынку свою позицию, постепенно избавляясь от неё, не оказывая давления на котировки. Хороший пример в этом плане –
$RU000A1066J2 «ТГК-14». Если же средства, задействованные в размещении, нужны как можно быстрее, например, для какого-то другого размещения, то давление на котировки будет более сильное. Чаще всего оргам не принципиально, продавать по номиналу или чуть ниже, так как пути такого развития событий уже заложены в комиссионном вознаграждении, которое с лихвой покрывает издержки.
Да, для инвесторов такой вариант менее предпочтительный, так как котировки не вырастут, пока организатор не разгрузится. В том же «Делимобиле» за первые 2 дня торгов через стакан прошло около 300 млн рублей. За сегодня прошло ещё столько же. Просто представьте, если бы орги не разгружались, то на каких уровнях с таким спросом могли бы быть котировки.