$SBER Влияние сделок покупки/продажи на стоимость акции. Часть 2
Ключевой момент здесь заключается в том, что сама интеграция не увеличивает прибыль. До сделки у компании были деньги, а после сделки вместо денег появилась дочерняя компания. Если проводить аналогию, то можно сравнить с частным инвестором. В начале у него есть деньги, потом он на эти деньги покупает акции. Становится ли он от этого богаче в момент покупки? Конечно же нет.
Отличием компании от инвестора является то, что компания может вносить изменения в деятельность дочерней компании - убрать лишний менеджмент (например, если один банк покупает другой, то в топ-менеджменте купленного банка уже нет необходимости) , оптимизировать бизнес процессы (например, закрыть подразделения купленного банка, находящиеся рядом с отделениями головного банка). Все эти оптимизации должны привести к снижению расходов, а иногда и к увеличению доходов, что выльется в дополнительную прибыль. Эту дополнительную прибыль называют синергетическим эффектом. По большому счету именно ради этого синергетического эффекта одна компания и приобретает другую.
В теории все выглядит довольно гладко - все в небольшом, но плюсе. В жизни такое случается редко. Про кризис, из-за которого все могут обанкротиться говорить не буду, а приведу лишь некоторую информацию для размышления:
1)Синергия в момент покупки является чем-то абстрактным, поэтому точность оценки стоимости синергии довольно низка. При этом нельзя забывать про расходы на покупку (комиссии консультантов, расходы на трансфлрмацию и интеграцию бизнеса), которые могут составлять довольно кругленькую сумму. И если продавец при покупке получает выгоду сразу, то покупатель приобретает только возможность роста прибыли. Если прогнозы при покупке окажутся слишком оптимистичными, то покупатель рискует никогда не отбить расходов на покупку.
2) Мы, конечно, живём в честном и правовом государстве, но,как и в случае с покупкой б/у авто, нельзя забывать, что продавец знает о бизнесе больше, чем покупатель) поэтому покупатель рискует обнаружить после покупки непредвиденные проблемы
3) Не стоит думать, что менеджмент компании является экспертом в области инвестиции и подбирает лучшие моменты и цены для сделок. Как показывает история, менеджеры не сильно лучше рядовых инвесторов на бирже. Достаточно посмотреть распределение сделок по годам - большая часть сделок совершается в периоды бурного роста экономики, когда все верят в светлое будущее и активы стоят очень дорого. Думаю, очень показательными будут две следующие истории: а) Когда уголь был на пике в 2009, Мечел купил Bluestone за 436 млн долларов. В 2015 Мечел был вынужден продать компанию из-за долгов за символические 5 млн долларов. Причем тому же инвестору, у которого покупал в 2009 б) В 2013, когда нефть была за 100 баксов, Роснефть набрала кучу кредитов и купила ТНК-BP за 55 млрд долларов. Президент хвастался успешной сделкой, но через год нефть рухнула и стоимость уже всей Роснефти вместе с ТНК-BP составляла менее 50 млрд долларов. Да и сегодня не сильно выше