14 июля Путин подписал закон 323, вносящий изменения в налоговой кодекс. На него мало обратили внимания, а зря.
В чем суть. В законе меняется порядок расчета КДЕМП (демпфера для нефтяников). Демпферный механизм был придуман, чтобы сгладить влияние мировых цен на нефть на стоимость бензина в РФ. Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.
Так вот до конца 2022 года демпферные выплаты для нефтяников сократят на 160 млрд в квартал. Не так уж и много. Но если закон продлят и на 2023 год (в чем я не сомневаюсь, бюджет то дефицитный) - уже будет приличная сумма = 640 млрд. По расчетам аналитиков это примерно 10% EBITDA нефтяных компаний.
Теперь посмотрим на отдельные компании.
$LKOH и
$TATN выглядели наиболее интересными за счет более высокой рентабельности среди других нефтяников, хорошей ориентацией на внутренний рынок, частным капиталом, адекватностью. Теперь же эти преимущества нивелируются.
Доля демпфера в EBITDA:
- Газпромнефть
$SIBN - 40%
- Лукойл
$LKOH - 35%
- Татнефть
$TATNP - 30%
- Роснефть
$ROSN - 15%
- Сургутнефтегаз
$SNGS - 10%
Первых не рассматриваю в т.ч. из-за "выкрутасов" и кидков Газпрома
$GAZP по дивидендам.
Покупка Лукойлом заправок SHELL выглядела как отличное вложение с ориентацией на внутренний рынок. Теперь же может сыграть в минус. Думаю вероятность отложенных дивидендов в конце года - уменьшается.
Татнефть - история вообще требующая отдельного изучения. По данным УК Альфа-Капитал - 90% EBITDA компании состоит из налоговых льгот.
Роснефть - становится наиболее интересной в т.ч. из-за восточных акционеров (Катар), которых кидать на дивиденды как миноритариев Газпрома не получится - можно и ответку словить.
Сургутнефтегаз - каждый решает сам. Для меня компания не привлекательна из-за непрозрачности.
Хотя ... всегда есть шанс переложить затраты на покупателей бензина 😎