$RU000A105PP9 $RU000A1061K1 $RU000A105TS5
ЧАСТЬ 1
Немного поговорим об АЗС Трасса. Изначально меня привлекла доходность по их бумагам, потом начал интересоваться и изучать бизнес данной компании, т.к. часто вижу их заправки, интересно посмотреть как устроена финансовая сторона.
Из любопытного, 25 апр. 2023г. головная компания перерегистрировала форму собственности на ПАО, вероятно, готовятся к IPO, чему я буду рад, забегая вперед.
С отчетностью можно ознакомиться здесь:
https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=38758 . Имеется и РСБУ, и МСФО. МСФО отличается от РСБУ дополнительно наличием 3-х компаний: ЗАО Магистраль Ойл, ООО Вектор и ООО Трасса ГСМ, ядром бизнеса является ПАО Евротранс (ранее - АО). Трасса ГСМ – достаточно свежее приобретение, это Нефтебаза имени А. А. Хмура в Электроуглях (
https://trassagk.ru/album/neftebaza-a-a-khmura/). Данная покупка, в моем понимании, позволит компании закупать топливо в большем объеме со скидкой от объема, а также закупать впрок дешевое топливо, если конъюнктура на оптовом рынке складывается в пользу компании. Не секрет, что из-за эмбарго на нефтепродукты цены на топливо на оптовом рынке сильно разошлись с розничными, что обеспечило неплохую маржу в 2022г. Кому интересно, ссылка на оптовые цены:
https://spimex.com/
Теперь к отчетности МСФО. Аудитор конечно малоизвестный, но пишет достаточно подробно о многом, что подкупает. Выручка в МСФО подросла, но это больше эффект добавления нефтебазы, т.к. по РСБУ выручка у ядра составила 53 млрд руб., выросла всего на 8%, а вот выручка новой крупной компании (Трасса ГСМ) за 2022г. – 42,6 млрд руб., за год рост был аж в 2,1 раза. Просто так складывать их нельзя, аудитор убрал внутригрупповые потоки и по факту вышел небольшой плюс к внешней выручке. На выручке останавливаться особо не будем, интересней посмотреть на рентабельность по валовой и операционной прибыли. По валовой прибыли рентабельность составила 10,2% против 4,6% в прошлом году, по операционной – 7,7% против 3,3% в АППГ. По итогам 2022г. Из заработанной операционной прибыли в размере 4 777 млн руб. компания отдала на проценты 3 335 млн руб., остается 1 442 млн руб., восстановим эту величину на амортизацию (846 млн руб.), заплатим 20% налога и получим 1 830 млн руб. денежного потока на акционеров. Амортизация является важной статьей с т.ч. зрения поддержания действующих мощностей, но хочется для вас подчеркнуть, что в отчете о прибылях она минусует чистую прибыль, а по факту денежный поток больше.
Перед тем как делать выводы давайте глянем еще баланс. Новая статья – активы в форме права пользования в размере 25,6 млрд руб. Это АЗС, которые профинансировал Газпромбанк в форме лизинга, срок аренды по которым составляет от 3 до 10 лет. Против данной статьи в пассиве стоят обязательства по аренде. Ранее компания арендовала АЗС у разных арендодателей, в 2022г. ГПБ Лизинг выкупил их и передал их по новым договорам. Предполагаю, что в связи с этим улучшилась статья фин. Вложения, снизившись до незначительных 263 млн руб. (ранее – 18,7 млрд руб.)
Из любопытного отметим рост запасов до 13,2 млрд руб. (в АППГ – 5,2 млрд руб.), компания закупает впрок дешевое топливо, чтобы успеть заработать на благоприятной конъюнктуре на оптовом рынке. Как следствие, несколько выросли и авансы (2,5 млрд руб., в АППГ почти не было), чтобы зафиксировать цены за еще непоставленное топливо. У компании есть дебиторка, она не растет, связана с торговлей топливом в опт, в розницу продажи идут без отсрочки, дебиторки не возникает.
В 2022г. в рамках реструктуризации бизнеса ключевой акционер перед подготовкой компании к IPO докапитализировал бизнес на 10 млрд руб., капитал вырос почти на 12 млрд руб., тогда как в 2021г. капитал был около нуля. Данный фактор всегда позитивен, т.к. показывает твердые намерения акционера в бизнесе, высоких ожиданиях роста компании.