Воспоминая 2022 год. Часть 1.
В 2019 я погасил ипотеку 💪и впервые за несколько лет не платил «чужому дяде» за жилье в Москве. Успехи были и в ИТ карьере. Освободившейся небольшой денежный поток решил отправить на биржу. На мое решение сильно повлияли различные бесплатные обучающие материалы Тинькофф и его приложения, которые я изучал по дороге на/с работу. До появления Тинькофф у меня был длительный и непростой опыт инвестирования через других брокеров, взаимодействие с которыми было существенно более сложным.
Основной точкой приложения моего капитала до 2022 года были дивидендные акции США и Китая и фонды
#finex. Доля всех рублевых активов в целом не превышала 50% потому, что я не верил в силу рубля и верил в репутацию зарубежных дивидендных аристократов. Облигации считал скучным инструментом. Доля облигаций в моих портфелях не превышала 15-20%. Я мог взять на себя повышенный риск спекуляций на сомнительных по фундаменту бумагах вроде
$SPCE или
$COTY
У меня не было плана действий на случай глобальных санкций против РФ. Я ожидал классических рисков падения рубля, дефолта нескольких эмитентов в портфеле или циклического кризиса в экономиках стран. Исходя из этого делал диверсификацию по странам и валютам, формировал резервы для покупки подешевевших активов.
• Рекордное падение на московской бирже за всю историю.
24 февраля 2022 индекс
$IMOEXF обвалился более чем на 40% за 1 день, падение 1997 года было в 2 слабее. ЦБ приостановил торги на 3 недели. Даже к концу 2022 года индекс не восстановился, показав – 40%.
Когда падение по ряду бумаг РФ достигло более 30% я попытался усреднять позиции, потратив на это часть резерва. Так же я продавал облигации и на эти деньги покупал обвалившиеся голубые фишки РФ.
Но падение акций усиливалось поскольку нерезиденты продавали токсичные для них российские активы. Было не понятно, когда падение остановится.
Например,
$SBER на Мос бирже опускался -66% и продолжал бурить «дно».
• Падение акции РФ в 2022. «Турбо-слив» в Лондоне.
3 марта британский Национальный сберегательный фонд занятости обязал всои фонды продать все существующие российские акции и государственные облигации как можно скорее и обязался их более не покупать. В Лондоне цена одной расписки на акции Сбербанка была 15 центов за 4 акции. В моменте цена одной расписки на Сбер падала до 1 цента или примерно 28 копеек за 1 акцию. Это был настоящий "турбо-слив".
Рост «лосей» по ряду активов, панические новости из Лондона и крайне противоречивые новости с западной границы подкосили мое психологическое спокойствие.
Оглядываясь назад, я понимаю, что решение об усреднении было верным. Все голубые фишки РФ за следующий год вернулись к своим прежним значениям. Мне не хватило опыта, а главное моральной стойкости. Я знал, что надо докупать подешевевшие активы и специально имел на это резерв, но паника затуманила сознание.
• Иностранные акции и фонды. Спираль санкций и глубокая заморозка.
Если усреднение позиций по просевшим акциям РФ было хорошей стратегией, то с иностранными активами это не работало. Тут как раз надо было все быстро продавать.
В первые дни я был в глубоком шоке от действий политиков и не понимал почему нельзя срочно восстановить мир. Но по мере того, как спираль санкций и круговорот бойкотов раскручивались, а антироссийская истерия приняла вселенские масштабы, пришло осознание, что санкции НЕ будут сняты после заморозки конфликта. Конечно же нет. Наиболее вероятная цель западных санкций – смена элит и/или истощение России. Санкции — это надолго.
Впрочем, вернемся к событиям на бирже.
Техническая реализация санкций породила новые риски – инфраструктурные. Когда владельцы или держатели ценных бумаг не могут ими распоряжаться.
Внезапно заморозили фонды FinEX по причине санкций Евросоюза. Те самые фонды, про которые я часами слушал подкасты.
Далее - читай Часть 2 (достигнут предел символов).