Первый публичный игрок в секторе микрофинансовых займов поделился операционными и финансовыми результатами за 2023 год, а также операционными данными за первый квартал 2024-го. Обсудим рынок, на котором работает компания, и что было примечательного в этом отчете.
Данных за первый квартал 2024-го регулятор пока не предоставил.
В 2023 году на рынке последовательно начали действовать меры, направленные на снижение долговой нагрузки заемщиков:
Это сказалось на динамике объемов выдачи. Так, во втором квартале 2023-го (перед вступлением в силу ограничений процентной ставки) объемы выдачи выросли на 44% г/г, а в третьем и четвертом кварталах (после введения ограничений) темпы роста уже немного замедлились.
В нынешнем году с 1 октября вступят в силу требования, обязывающие МФО формировать повышенные резервы на возможные потери по займам с полной стоимостью кредита (ПСК) 250% или более процентов годовых. Мера должна будет стимулировать МФО и дальше снижать процентные ставки. При этом новое регулирование способствует сохранению качества портфеля.
Доля займов с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80% в совокупном объеме выданных займов снижалась в течение всего 2023-го и по итогам года составила 14%. Для сравнения: в первом квартале 2023-го показатель был на уровне 30%, а с второго по четвертый квартал 2022-го — на уровне 41%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в конце 2023 года банки стали чаще предоставлять потребительские кредиты под залог автомобилей. Их доля в сумме всех одобренных потребительских кредитов увеличилась до 6,8% в декабре. Главной причиной стало ужесточение требований к необеспеченным ссудам со стороны Банка России. Эти нормы вынуждают кредитные организации формировать больше капитала при выдачи ссуд без залога заемщикам с высоким ПДН.
Кроме того, клиентов могут привлекать условия обеспеченных кредитов. Средняя ставка по потребкредитам с залогом находится на уровне 20,2%, а по кредитам наличными — 22,5%. Средний срок же по обеспеченным ссудам вдвое больше и достигает десяти лет. При этом средняя сумма выдачи тоже выше.
Большая часть МФО работает по беззалоговой модели, в то время как CarMoney — по залоговой. Поэтому эти ограничения несут существенные изменения для рынка в целом, но не для CarMoney.
По основным параметрам продукты CarMoney скорее похожи на банковские:
Компания сотрудничает с банками, реализуя в том числе проекты по монетизации отказного трафика (клиентов, не прошедших жесткий скоринг в банках). Именно CarMoney получает этих клиентов, потому что она фактически предлагает ставки, сопоставимые банковским или чуть выше их.
Портфель займов компании увеличился более чем на 10% за год, что находится в рамках заявленных ожиданий. Доля беззалоговых продуктов в портфеле составила 7,5%. Постепенное наращивание доли займов с низким чеком заметно увеличивает общую клиентскую базу и возможность кросс-продаж. Целевая аудитория компании к 2026 году может превысить 1 млн клиентов.
Конвертация беззалоговых займов в автозаймы выросла почти вдвое — до 8,7% в 2023 году (с 4,8% в 2022-м). В первом квартале 2024-го позитивная динамика продолжилась (+11% г/г). При этом доля беззалоговых продуктов в общем портфеле составила 8%.
Объемы выдач в 2023 году выросли на 22,2% г/г и достигли максимума за последние четыре года. В первом квартале 2024-го рост объемов составил 17,4% г/г (максимум с 2020-го).
Ожидаемые кредитные потери (expected loss, EL) на конец 2023-го составили 12% (это сопоставимо с уровнем 2022-го, несмотря на рост выдач на 22,2% в 2023-м). По итогам первого квартала 2024-го значение EL осталось на той же отметке.
Средняя стоимость авто в залоге по итогам 2023 года составила 915 тысяч рублей (+7% г/г), а средний чек автозайма — 321 тысяч рублей (+16% г/г). А по итогам первого квартала 2024-го стоимость авто в залоге перевалила за 1 млн рублей при среднем чеке в 356 тыс. рублей.
Средневзвешенная процентная ставка по автозаймам за 2023 год составил 81,3%, почти не изменившись с 2022-го (+1,3 п. п.), несмотря на заметный рост ключевой ставки в 2023-м. По итогам первого квартала 2024-го она тоже осталась в привычном для себя диапазоне 80—84% годовых. Долгосрочная стратегия компании предусматривает снижение этой ставки (если Банк России пойдет на снижение ключевой ставки).
Портфельный PD, который показывает скорость образования просрочки 90+ по кредитам в портфеле (дефолт), снизился до 26,6% (-0,6 п. п. г/г) по итогам 2023 года.
Количество активных займов за 2023 год выросло на 80% г/г, почти до 41 тысячи. Существенный рост этого показателя ведет к увеличению процентного и комиссионного доходов и, соответственно, к росту выручки. Доля повторных клиентов составила 32%.
Выручка (включая прочие доходы) за 2023 год выросла на 18% г/г, до 3,2 млрд рублей. Ключевыми драйверами роста стали:
Компания начала раскрывать показатель OIBDA со второго квартала 2023 года. Этот показатель равен процентным и прочим доходам за вычетом общехозяйственных, административных и прочих расходов, амортизации и расходов, связанных с обесценением прочих активов. За 2023 год показатель OIBDA вырос на 9% г/г, до 1,9 млрд рублей. Темпы роста выручки опережают темпы роста OIBDA в связи с увеличением расходов на маркетинг, телеком и IT-услуги (такие расходы в дальнейшем способствуют росту объемов продаж и клиентской базы).
Чистая прибыль по итогам 2023 года выросла почти на 42% г/г, а без учета единоразовых расходов на размещение на бирже (через механизм прямого листинга, DPO) — на 64% г/г. Да, разовые расходы по сделкам pre-IPO и DPO оказались существенное влияние на показатели прибыли и рентабельности компании за 2023 год. Однако после DPO темпы роста прибыли заметно ускорились. Отметим, что залоговая бизнес-модель компании уже не раз доказывала свою устойчивость даже в кризисные периоды. Так, в 2020-м, 2021-м и 2022 годах чистая прибыль выросла на 34% г/г, на 28% г/г и на 56% г/г соответственно.
Рентабельность активов (ROA) по итогам 2023 года достигла 9,4% (или 10,9%, если не учитывать разовые расходы на сделки pre-IPO и DPO). По сравнению с 2022 годом ROA увеличился на 1,7 п. п., а скорректированный показатель — на 3.1 п. п.
Рентабельность капитала (ROE) по итогам 2023 года достигла 18,7% (или 21,6%, если не учитывать существенное разовое увеличение капитала в результате привлечения средств на DPO). Снижение ROE на 1,1 п. п. к уровню 2022-го обусловлено существенным разовым увеличением капитала в результате привлечения средств на DPO. При этом скорректированный ROE показал рост на 1,8 п. п. к уровню 2022-го.
Компания намерена развивать свой ключевой продукт (автозаймы) с целью удвоить количество клиентов к 2026 году (с 60 тыс. в 2023-м). Число клиентов, которые используют дополнительный продукт беззалоговых займов, компания намерена нарастить в десять раз к 2026-м (с 30 тыс. в 2023-м).
Еще одно направление для развития — монетизация отказного трафика (клиентов, которые не прошли скоринг банков). В долгосрочной перспективе компания планирует также предоставлять другим игрокам рынка комплексное IT-решение для аутсорсинга процесса выдачи автозаймов на баланс банков и МФО, а также создавать совместные проекты с банками. Поэтому в структуре группы может появиться IT-компания.
В последнее время публичными стали сразу несколько финансовых компаний. Однако публичных игроков, сопоставимых с бизнес-моделью CarMoney, на рынке пока нет. Наиболее сопоставимой является компания Займер, однако в отличии от CarMoney Займер работает в сегменте беззалогового кредитования и является классической микрофинансовой организацией. В 2024 году также прошло размещение еще одного финансового игрока — Европлана. Компания занимается автолизингом.
Ну и что?
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.