Недавно оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за третий квартал 2024 года. В этом обзоре мы разберемся, насколько сильно введенные санкции и снижение ставок фрахта на мировых рынках влияют на результаты компании и чего стоит ожидать по итогам года.
Долларовая выручка снизилась на 4% квартал к кварталу. Основными причинами стали:
Ставки фрахта по-прежнему сохраняются на высоких уровнях, выход на которые произошел еще в 2023 году на фоне дефицита судов для перевозки энергоносителей. Однако в третьем квартале они снизились на 35% кв/кв на мировых рынках. Это может быть связано с сезонностью данного бизнеса, ведь летние месяцы традиционно являются слабыми для рынка морской перевозки нефти.
При этом стоит отметить, что на российском рынке коррекция ставок фрахта была скромнее, чем на мировых площадках, и все еще сохраняется премия, даже несмотря на сокращение дефицита танкеров (в том числе на фоне роста теневого флота). Компания считает, что дефицит сохранится в ближайшие годы, что окажет поддержку стоимости фрахта.
Кроме того, в настоящий момент только около 30% отгрузок реализуется по спотовым ценам. Основная же доля приходится на долгосрочные контракты, которые, по заявлениям компании, имеют высокую обеспеченность — это защищает финансовые результаты Совкомфлота от волатильности. На 2025 год компания имеет порядка $1 млрд законтрактованный выручки.
Напомним, что значимым негативным событием для Совкомфлота стало попадание компании и ее 14 танкеров (около 10% от флота) в блокирующий список США в феврале нынешнего года. После этого начала поступать информация об отказе НПЗ Индии принимать российскую нефть с танкеров компании из-за опасения вторичных санкций США. Согласно открытой информации, во втором квартале большая часть санкционных судов простаивала. Однако в третьем квартале подсанкционные суда, по данным СМИ, постепенно начали возобновлять транспортировку нефти, что также оказало позитивное влияние на результаты компании.
При этом неопределенность относительно дальнейшей загрузки санкционного флота компании остается высокой.
Сейчас ставки фрахта на нефтяные танкеры несколько восстанавливаются после сезонного спада, а вот на танкеры-продуктовозы демонстрируют нейтральную динамику. В начале 2025 года поддержку ставкам фрахта может оказать снижение ограничений на добычу нефтяными компаниями — это приведет к росту морских экспортных поставок и, возможно, повысит премию за российские танкеры. Что касается результатов компании за четвертый квартал, то ожидаем, что они окажутся не хуже третьего.
В третьем квартале EBITDA и рентабельность по этому показателю у компании выросли — на 3,2 п. п. кв/кв, до 57,5%, несмотря на снижение выручки. Это произошло из-за:
Давление же оказал параллельный рост эксплуатационных расходов на 6% кв/кв в связи со сложностью проведения ремонта в условиях санкций.
Рентабельность по чистой прибыли вернулась на уровень первого квартала и составила порядка 40%, показав рост на 17,1 п. п. кв/кв.
В то же время давление на чистую прибыль оказала переоценка отложенных налоговых активов и обязательств в связи с повышением ставки налога на прибыль с 20% до 25% с 1 января 2025 года. Данная переоценка привела к дополнительному расходу по отложенному налогу на прибыль в размере $8,6 млн.
В третьем квартале чистый долг показал рост в квартальном выражении из-за снижения объема денежных средств после выплаты дивидендов за 2023 год. Свободный денежный поток также снизился на фоне роста оборотного капитала и капитальных затрат.
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее компания перешла к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях, и сообщала о желании сохранить такой уровень выплат. Учитывая, что компания зарабатывает в долларах, ослабление рубля позитивно влияет на будущие дивидендные выплаты. Скорректированная чистая прибыль, из которой Совкомфлот платит дивиденды, за девять месяцев 2024-го составила 43,3 млрд рублей (-34% г/г), поэтому дивиденд за этот отчетный период мог бы быть на уровне 9,12 рубля на акцию (год назад Совкомфлот выплачивал промежуточный дивиденд). Однако в этом году, по нашим оценкам, наиболее вероятен дивиденд только по итогам всего года, исходя из пресс-релиза и учитывая снижение ставок фрахта и давление санкций. По нашим расчетам, он может составить около 12,2 рубля на акцию и принести 12,8% доходности.
Мы сохраняем рекомендацию «держать» для акций Совкомфлота с целевой ценой 118 рублей за акцию. На данный момент бумаги компании могут привлекать инвесторов только дивидендами. Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью.