В отношении МТС сложился стереотип о том, что компания занимается исключительно предоставлением услуг связи. Однако сейчас МТС позиционирует себя как цифровую экосистему, в которую входят телеком-бизнес, финтех-сервисы, ритейл-сегмент и ряд востребованных цифровых решений.
В целом российский телеком-сектор достаточно зрелый, поэтому темпы роста во многом зависят от дальнейшего повышения тарифов, который определяется инфляцией. Рынок услуг связи характеризуется достаточно мягкой конкурентной средой. Если еще несколько лет назад наблюдалась некоторая ценовая конкуренция между игроками, то сейчас рынок стабилизировался и поделился между четырьмя основными игроками. МТС занимает лидирующие позиции в телеком-сегменте по доходам мобильного бизнеса и численности абонентов в России (около 30% рынка), а в сегменте услуг фиксированной связи МТС занимает второе место, уступая лидерство Ростелекому.
На конец второго квартала 2024-го розничная сеть МТС насчитывала около 4 200 магазинов. Она остается основным каналом для привлечения клиентов. Именно через салоны МТС осуществляет более 40% продаж SIM-карт. Розничная сеть также представляет собой точку контакта клиентов с экосистемой МТС, поэтому позволяет компании наращивать кросс-продажи. Стоит отметить, что телеком-компании сейчас постепенно сокращают количество розничных точек и пытаются экспериментировать с форматами. При этом стремительное развитие онлайн-площадок не исключает необходимости поддерживать офлайн-сеть дистрибуции как премиальный канал продаж.
Данный сегмент является одним из ключевых драйверов экосистемы компании. Основной актив сегмента — МТС Банк, который в этом году провел IPO и стал публичным. Это универсальный коммерческий банк, который занимает ведущие позиции на российском рынке розничного кредитования, а благодаря опережающему росту смог подняться в рейтинге российских банков по размеру портфеля необеспеченных кредитов с 21-го места в 2017 году до 8-го в 2023-м. Интеграция с экосистемой МТС позволила банку добиться синергетического эффекта на операционном уровне и обеспечила мощный сетевой эффект, который привел к росту клиентской базы и повышению ее лояльности.
Среди ключевых продуктов — платформа для самостоятельного запуска рекламы МТС Маркетолог. Также компания разрабатывает платформу МТС ADS, на базе которой развивает продукты и технологии для крупного бизнеса и рекламных агентств. Все рекламные технологии работают на базе Big Data МТС.
Данный сегмент включает ряд сервисов, таких как:
Помимо этого, сюда входит MWS — структурное подразделение компании, которое отвечает за развитие облачной инфраструктуры. Отметим, что MWS входит в топ-5 провайдеров облачных инфраструктурных сервисов (IaaS+PaaS) по выручке в России. МТС также владеет сервисом аренды электросамокатов и велосипедов Urent.
В целом бизнес-модель МТС можно представить следующим образом.
Дальнейшая стратегия компании основывается на сохранении темпов роста за счет диверсификации бизнеса и строительства экосистемы цифровых сервисов, что и будет основным драйвером стоимости МТС. Отметим, что компания активно заключает M&A-сделки, при этом часть бизнес-сегментов развивает самостоятельно.
За последние несколько лет темпы роста выручки компании ускорились преимущественно за счет развития сегментов, не связанных с основным бизнесом (телеком). Во втором квартале 2024-го выручка увеличилась на 18,5% (до 170,9 млрд рублей) благодаря успеху всех бизнес-сегментов, а именно:
Отметим, что доли экосистемы и финтех-направления в общей выручки МТС достигли 26% и 19% соответственно.
Рост OIBDA компании во втором квартале был более сдержанным (+5% г/г) из-за давления со стороны:
Телеком-компании, даже такие прогрессивные и диверсифицированные, как герой нашего обзора, довольно активно инвестируют в поддержание обновления инфраструктуры основного бизнеса. Капитальные затраты МТС достигают 18% от общей выручки группы и являются важной составляющей инвестиционного кейса.
На конец второго квартала чистый долг МТС составил 424 млрд рублей, а соотношение чистого долга к OIBDA (за последние 12 месяцев) — 1,8х. Это вполне комфортный для компании уровень долговой нагрузки. Однако в условиях высоких процентных ставок он оказывает негативное влияние на чистую прибыль компании.
В прошлом МТС регулярно осуществлял выплаты акционерам. Учитывая акционерную структуру компании, мы полагаем, что она продолжит делать это и в будущем. В апреле совет директоров утвердил новую дивидендную политику на 2024–2026 годы. Теперь целевой размер дивидендов составляет не менее 35 рублей на одну обыкновенную акцию по итогам каждого года. На текущий момент дивидендная доходность находится на уровне около 19%. Это довольно привлекательный уровень дивидендной доходности даже для российского рынка, однако предполагает и довольно высокий риск на фоне долговой нагрузки компании.
В настоящий момент одна из главных проблем для российского телеком-рынка — рост стоимости необходимого импортного оборудования. После ухода ключевых иностранных поставщиков, таких как Nokia, Ericsson, Huawei, отечественные компании были вынуждены искать альтернативы. Если в 2022 и 2023 годах их спасали большие запасы, сформированные в начале 2022-го, то сейчас наблюдается постепенная каннибализация собственной инфраструктуры, что влияет на качество связи. Компании нашли альтернативных поставщиков, однако затраты на оборудование возросли в несколько раз. Более того, телеком-компании не могут ввезти в Россию тот объем оборудования, который реально необходим, из-за риска вторичных санкций. В связи с этим сейчас довольно активно обсуждается стратегия по переходу российских телеком-компаний на отечественные базовые станции. Однако пока сроки и качество реализации такой инициативы остаются под вопросом.
В целом в текущих условиях мы находим телеком-сектор непривлекательным для инвестиций.