Аэрофлот поделился результатами по РСБУ* за первое полугодие 2023 года.
* Важно отметить, что результаты по РСБУ включают преимущественно результаты деятельности ПАО Аэрофлот. Результаты авиакомпании Победа, сервисных дочерних компаний, а также бизнеса авиакомпании Россия в части собственных рейсов, не находящихся в коммерческом управлении Аэрофлота, не учтены в этой отчетности. Но опубликованный отчет все равно позволяет отследить некоторую динамику показателей, которая в целом дает возможность составить представление о темпах восстановления компании.
Результаты
Выручка компании за первое полугодие выросла на 48% г/г. Несмотря на очевидный эффект низкой базы прошлого года, можно отметить ряд позитивных моментов.
- Выручка в 2022 году была выше уровня 2020-го, то есть ранее компания сталкивалась с более шоковыми условиями.
- Выручка заметно восстанавливается в абсолютных значениях начиная с первого полугодия 2022 года.
- Хотя спрос на перелеты в первом полугодии, как правило, ниже из-за сезонного фактора, результаты первого полугодия 2023-го оказались лучше второй половины 2022-го.
Куда теперь летает Аэрофлот?
Компания уже восстановила перевозки в 16 стран и осуществляет полеты по 70 международным направлениям, а также продолжает работать над расширением числа доступных направлений.
- Аэрофлот начал продажи на рейсы в Абу-Даби, запускаемые в октябре.
- В июле компания возобновила прямые рейсы на Кубу.
- Осенью планируется запуск рейсов на Бали (Индонезия) и в Гоа (Индия).
- Аэрофлот запустил международную программу полетов в Турцию, Таиланд и Индию из регионов.
- Увеличивается частотность и число рейсов из хаба в Красноярске.
Также растет спрос на уже существующие маршруты. Например, пассажиропоток в Калининград и города Дальнего Востока вырос на 15%. Хотя перелет в эти города подразумевает наличие тарифов экономкласса, на рейсах компания предлагает услуги комфорт- и бизнес-класса, что позволяет обеспечить оптимальную экономику, о чем говорит расширение программы.
На фоне снятия ковид-ограничений активно растут перевозки в Китай.
Прогнозы компании
В результате активной работы за первые шесть месяцев 2023 года консолидированный пассажиропоток Группы Аэрофлот увеличился на 22% г/г. И хотя темпы роста замедляются и по итогу второго полугодия окажутся, скорее всего, ниже 4% даже с учетом повышенного годового прогноза компании, группа находится на уверенном пути к достижению годовой цели по перевозке более 45 млн пассажиров.
Ранее Аэрофлот повысил свои ожидания относительно пассажиропотока: компания прогнозирует рост показателя на 11% г/г по итогу 2023 года.
Что еще?
- Компании удалось сократить валовой убыток в два раза по итогу 2022-го относительно 2021-го, если в выручке учитывать компенсацию в виде государственных субсидий, за счет которых Аэрофлот мог снижать цены на билеты в летний сезон 2022-го.
- Компания активно решает вопрос по аренде самолетов с иностранными лизингодателями.
Планируется создание российской лизинговой компании, которая за счет средств ФНБ с применением механизмов страхового урегулирования получит 47 самолетов. Возврат средств в ФНБ как раз будет осуществляться с помощью лизинговых платежей со стороны авиакомпании. Эта инициатива позволит урегулировать юридические вопросы перед иностранными лизингодателями. Позитивный момент здесь — рост денежных средств на балансе компании, что позволит Аэрофлоту безболезненно справиться с возможными внеплановыми платежами, которые могли остаться в обязательствах по итогу прошлого года и отчетного периода.
На данный момент государство рассматривает возможное субсидирование покупки самолетов для авиакомпаний, которое подразумевает компенсацию разницы между итоговой ценой и себестоимостью самолетов. Это будет позитивным фактором для компании в 2024—2026 годах, когда планируется активное пополнение флота российскими самолетами.
Что с акциями?
С момента прошлогодней февральской коррекции российского рынка акции Аэрофлота на протяжении всего периода восстанавливаются синхронно с индексом Мосбиржи. Но цена акций все еще не достигла своих значений, которые были до февральского шока.
Низкая цена относительно исторических значений отражает:
- санкционные и геополитические риски;
- слабые прогнозы по прибыльности;
- дисконт из-за отсутствия дивидендов, которые являются одним из важных критериев при выборе инвесторами акций на российском рынке.
Ну и что?
- Выручка авиакомпании начала восстанавливаться, показатели рентабельности по валовому результату также улучшаются. Компания сгенерировала чистый убыток, однако с учетом корректировок на неденежные переоценки он сокращается, что является хорошим знаком с учетом сложных условий, в которых работает авиакомпания последний год.
- Хотя рынки Европы вряд ли смогут стать доступными для российских авиакомпаний в среднесрочной перспективе, компания полностью использует возможности развития на рынках СНГ, Азии и Ближнего Востока и уже восстановила 70 международных рейсов в 16 стран.
- Во втором полугодии ожидается замедление темпов роста операционных показателей с учетом более высокой базы сравнения второй половины года, поэтому ключевой фокус — на динамику доходных ставок и загрузки пассажирских кресел, что может дать дополнительный рост финансовой эффективности.
- Есть риски, связанные с нарушением сроков поставок новых самолетов, что потенциально может снизить текущую общую мощность флота, однако данные риски более материальны для периодов 2025—2026 годов.
- Повышение прогноза годового роста пассажиропотока менеджментом компании является позитивным сигналом. Это предполагает, что ранее закладываемые риски не реализовались в полной мере.
- С 1 августа в России начала функционировать система электронных виз, которая распространяется на 52 страны, а также возобновлено действие соглашения о безвизовых групповых перевозках между Россией и Китаем. Это сможет повысить международный пассажиропоток Аэрофлота.
- Если компания начнет публиковать консолидированную отчетность, это повысит ее прозрачность для инвесторов.
Мы сохраняем нейтральный взгляд на акции компании. Однако инвесторы могут обратить внимание на облигации Аэрофлота.
- Аэрофлот — это важная системообразующая компания, особенно значимая для обеспечения транспортной доступности ввиду больших расстояний в стране, поэтому сектор в целом активно поддерживается государством, в связи с чем мы ожидаем, что у Аэрофлота не возникнет проблем с выполнением обязательств перед кредиторами.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.