14 января 2025
🚂 Грузоперевозки по ЖД за декабрь 2024г. — динамика улучшилась благодаря обнулению экспортных пошлин на уголь, но по году провал.
По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки). Давайте рассмотрим данные за декабрь:
💬 В декабре погрузка составила 99,3 млн тонн (-1,4% г/г, в ноябре — 96,9 млн тонн), 7 месяцев подряд погрузки ниже 100 млн тонн, но в декабре минус не такой серьёзный из-за плюсовой динамики в перевозке угля, правительство всё-таки обратило внимание на кризис в данной отрасли и обнулило экспортные пошлины на весь декабрь. Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог — 15 месяцев подряд снижения.
💬 Погрузка за 2024 г. составила 1181,4 млн тонн (-4,1% г/г), данное снижение чувствительно ещё тем, что данные цифры сопоставимы с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше), худшие результаты за последние 15 лет.
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное):
🗄 Каменный уголь — 30,1 млн тонн (+3,1% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 18 млн тонн (-2,7% г/г)
🗄 Железная руда — 9,2 млн тонн (+8,2% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 5,4 млн тонн (-1,8% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 6 млн тонн (+3,4% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2,2 млн тонн (-8,3% г/г)
🗄 Зерна — 2,7 млн тонн (-18,2% г/г)
🗄 Строительных грузов — 6,7 млн тонн (-15,2% г/г)
➕ Главный груз РЖД наконец-то в плюсе — это уголь (Распадская, Мечел), всё благодаря обнулению ЭП.
➕ Положительная тенденция в погрузке удобрений продолжается, в недавнем разборе про ФосАгро писал, главное это отмена ЭП с начала 2025 г. и это сэкономит порядка +30₽ млрд, также в IV кв. идёт девальвация ₽, а цены на удобрения растут, что тоже идёт в копилку. Компания сократила вдвое рекомендованные дивиденды за III кв. (акционеры утвердили 126₽, хотя СД рекомендовал 249₽) и это грамотный ход на фоне роста долга. В течение года компании надо погасить/рефинансировать долг в 154,2₽ млрд, причём 45₽ млрд уже в январе, а занимать в ₽ сейчас сверх невыгодно.
➖ В нефти и нефтепродуктах 4 месяц подряд минус, всё из-за сокращения добычи сырья: РФ дополнительно должна была сократить добычу нефти, и её экспорта совокупно на 471 тыс. б/с во II кв. 2024 г. и продлить до III кв. РФ полгода не придерживалась плана сокращения, в ноябре добыла нефти выше целевого показателя ОПЕК+ — 8,994 млн б/с (-7 тыс. б/с по сравнению с прошлым месяцем), не забываем, что РФ должна ещё компенсацию по добыче за ранее превышенные квоты.
➖ Чёрные металлы и цветные продолжают своё падение на дно, по данным WSA в ноябре выпуск стали в РФ падает 8 месяцев подряд, в октябре было выпущено 5,5 млн тонн (-9,2% г/г). Недавно разбирал отчёты Северстали и ММК, там ничего хорошего не нашёл, проблемы металлургов всё те же (строительная активность замедлилась, цена на сталь продолжает снижаться, новые налоги и перестроение логистики).
➖ Лесные грузы в минусе, Сегеже не помогает даже девальвация ₽, потому что при ставке в 21% долги только нарастают, впереди доп. эмиссия.
➖ В зерне минус из-за слабой урожайности.
➖ Строительные грузы полетели вниз из-за того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и видоизменилась семейная, а мы знаем, что, например, у ЛСР доля заключённых контрактов с участием ипотечных средств составила 59% во III кв. 2024 г. по сравнению с 76% во III кв. 2023 г. Тем самым застройщики пытаются меньше строить, чтобы ограничить предложение и нормализовать спрос.
📌 Проблемы происходят и в самой компании (нехватка локомотивов, комплектующих и персонала), но она отмалчивается, не предпринимая никаких к этому действий. Тем временем госкомпания купила небоскрёб в Москва-Сити под штаб-квартиру, «правильное» решение всех проблем
CHMF RASP PHOR LSRG
#аналитика #ржд #акции