$NKHP237
Вчера в Новороссийске открыли глубоководный причал № 40А зернового терминала КСК ("ДелоПортс"). Началась первая отгрузка на балкер Belfuji. Стоимость проекта по модернизации (с 2018 года) - $68 млн.
Новая глубина 16,9 м позволяет принимать суда максимальной осадкой до 14,4 м. Если раньше их дедвейт не превышал 50 тыс. тонн, то сейчас этот показатель удвоился.
Отправка больших партий зерна позволяет снижать логистические издержки и открывает новые рынки ЮВА и Ближнего Востока, где традиционно работают с крупнотоннажным флотом.
В прошлом году через КСК ушло на экспорт 5,1 млн тонн (+43%). Это почти четверть зерновой перевалки в Новороссийске и 11,4% - в России. Сейчас его годовая мощность составляет 7 млн тонн в год, второй терминал в стране (до 2020-го был третьим).
И на Юге, и на Северо-Западе реализуются или готовятся к реализации новые проекты, связанные с зерновой перевалкой. Общие мощности должны увеличиться более чем на 20 млн тонн.
Отвечая на вопрос, не приведет ли этот рост к обострению конкуренции за грузовую базу, гендиректор АО "КСК" Александр Труханович, сказал, что урожаи с каждым годом тоже растут, и государством поставлена задача наращивать как производство, так и экспорт. Поэтому в ближайшие годы большой конкуренции он не видит. Сейчас зерна хватает всем, в т.ч. для рейдовой перевалки.
Прогноз Минсельхоза на экспорт в предстоящем сезоне - 51 млн тонн (за прошедший - порядка 49 млн). Если все заявленные к вводу терминалы реализуются, потребуется куда более значительный рост. Конкуренции вряд ли избежать.
Впрочем, это, скорее, головная боль новых проектов. У "ДелоПортс" - выгодные условия по логистике и уже выстроенная коммерция. Второй акционер холдинга (25%) - американская Cargill, один из крупнейших игроков на глобальном рынке продовольствия.