Как запрет на экспорт бензина и дизельного топлива отразится на российских нефтяниках?
Прямой масштаб негатива от текущего запрета будет зависеть от его длительности. Исходя из того, что емкость внутреннего рынка ограниченна из-за объема мощностей нефтеперерабатывающих заводов, а дополнительные меры по стимулированию переработки отсутствуют - ограничения продлятся всего несколько недель, после чего будет введена совокупность мер контроля, позволяющая возобновить экспорт.
Чувствительнее всего заперт на себе будут ощущать Газпром Нефть, у которой рентабельность НПЗ напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов, Лукойл, потому что структура бизнеса изначально заточена под экспорт и Сургутнефтегаз - компания экспортирует более 80% производимых горюче-смазочных материалов. Доля биржевых продаж бензина Лукойла составляет 13,8% от общего производства, доля Газпром нефти - 13,3%, Сургутнефтегаза - 13,1%. По дизтопливу соответственно: 9,4%; 9,2% и 9,7%.
Лукойл и Газпром Нефть анти-фавориты, поскольку у этих компаний высокая доля продуктов нефтепереработки по отношению к объемам добытой нефти.
Конкретно от временного запрета на экспорт топлива долгосрочных проблем для нефтяников нет, потому что экспорт откроют через 1-2 месяца, что очень ограничено отразится на объемах прибыли (снижение в пределах 2% за 2023). Куда важнее тенденция, которую задает государство: любые сверхдоходы российских экспортеров не получится пронести мимо казны. Взимать будут всеми возможными способами. И вот это уже создает проблемы долгосрочного характера. Писал об этом ранее, а сейчас лишний раз появляется возможность убедиться в том, что любая сверхприбыль от российских экспортеров, которая потенциально могла пойти на дивиденды - будет неизбежно изъята государством в том или ином виде.
О высоких дивидендах на ближайший год можно забыть - слишком много весомых факторов, которые ограничивают потенциал див. доходности.
$LKOH $SNGS $SNGSP $SIBN