21 сентября 2023 года вступил в силу временный запрет на экспорт дизельного топлива и бензина из РФ. Какие будут последствия?
Правительство Российской Федерации приняло решение запретить экспорт дизтоплива (летние, зимние и арктические смеси, дистилляты, включая газойли) и бензина до момента насыщения внутреннего рынка, чтобы стабилизировать цены.
Сколько нужно для насыщения внутреннего рынка?
В России общий объем производства дизельного топлива составляет около 90 млн тон в год, а экспортируется 50 млн. Производства бензина достигает 40 млн тонн, а на экспорт идет около 5 млн тонн. Таким образом, общий объем оценивается примерно в 130 млн тонн, из которых 75 млн тонн уходит на внутренний рынок, а остальное экспортируется.
На внутреннем рынке профицит образуется достаточно быстро, из-за ограниченной ёмкости НПЗ. По грубым подсчетам, чтобы пополнить запасы дизеля потребуется 10 дней, бензина - 60. В условиях ограниченных мощностей для накопления объемов - внутренний рынок просто не сможет переварить такое количество топлива, которое шло на экспорт. Поэтому российским нефтеперерабатывающим заводам потребуется сократить объемы производства, чтобы избежать затоваривания, поскольку свободные места для хранения закончатся.
Сколько уйдет с мирового рынка?
В S&P Global подсчитали, что запрет на экспорт российских нефтепродуктов приведёт к изъятию с мирового рынка около 1 млн баррелей дизельного топлива в сутки или около 3,4% мирового потребления. Стоит отметить, что в этом году Россия была крупнейшим в мире морским экспортером дизельного топлива, немного опережая США. С января по середину сентября страна поставляла более 1 миллиона баррелей в день, причем Турция, Африка, Бразилия и Саудовская Аравия были одними из основных направлений.
Недружественные страны заменили российские нефтепродукты, в основном, поставками из Турции, Саудовской Аравии, Африки и Индии, а они обеспечили этот дополнительный объем за счет закупок в России. Тут круг замкнулся. Текущий запрет на экспорт дизеля и бензина из РФ отразится на западных странах и толкнет цены на топливо еще выше.
Российские нефтеперерабатывающие предприятия зарабатывают на экспорте дизельного топлива гораздо больше, чем на поставках на внутренний рынок, а высокие международные цены стали дополнительным стимулом для экспорта. Поэтому правительству необходим способ для обеспечения внутренних потребностей. Жесткий запрет на экспорт - один из таких способов.
В следующем посте расскажу, как будут обстоять дела у нефтяников.
$MOEX $LKOH $TATN {$RU000A0ZYXV9}
$ROSN $SNGS