Психология на фондовом рынке: 5 поведенческих ловушек для инвестора
1. Стадный эффект
Описание реального поведения:
Многие люди подвержены влиянию действий большинства.
Описание поведения на фондовом рынке: инвесторы часто склонны действовать на основе решений остальных участников рынка.
Ещё британский экономист Джон Кейнс предполагал, что долгосрочные инвесторы не склонны идти против рынка. По его мнению, инвесторы редко принимают решения на основе собственных знаний и убеждений, опасаясь, что такое поведение навредит их репутации. В подтверждение этого тезиса профессор Гарвардской школы бизнеса Дэвид Шарфштейн в своей работе «Стадное поведение и инвестиции» разбирает, как вели себя финансовые менеджеры перед наступлением «черного понедельника» в США в 1987 году.
До наступления этого обвала профессионалы говорили, что рынок перегрет, активы переоценены и торгуются намного дороже справедливого уровня. По их мнению, цены в скором времени должны были снизиться, а не продолжать расти. Но они сами не торопились продавать эти активы. С одной стороны, боялись продать слишком рано: ведь если рынок продолжит рост, коллеги сочтут их глупцами, упустившими прибыль. С другой стороны, если начнется коррекция, будет проще смириться с неудачей — поскольку от коррекции пострадают все вокруг. В итоге в конце октября 1987 года им пришлось подсчитывать потери, которых могло бы не быть.
2.Эвристика доступности, или эффект доступности
Описание реального поведения: люди принимают решение на основе наиболее ярких элементов информации — например, недавний запоминающийся опыт или статья.
Описание поведения на фондовом рынке: инвесторы покупают акции наиболее известных компаний, поскольку количество знаний и информации о таких компаниях больше.
На фондовом рынке этот феномен заключается в стремлении инвесторов принимать свои личные мотивы и знания за существующую рыночную реальность. Знания участников рынка могут не отражать реальную ситуацию на рынке, однако инвесторы часто считают свою позицию объективной и доверяются своему опыту. Влиянию данного эффекта подвержены инвесторы, которые покупают акции известных компаний, поскольку новости о них чаще публикуются в СМИ.
Например, финансовая газета The Wall Street Journal, согласно данным официального сайта издания, за последние четыре года опубликовала 3772 материала, где упоминалась компания
$NFLX или ее акции. За тот же период было опубликовано 9964 материала с компанией
$AAPL и еще 11 102 материала, где упоминалась компания
$AMZN . В свою очередь, производитель обуви {$CROX} за аналогичный период упоминался лишь в 83 материалах издательства, промышленная компания
$TREX — в 21 материале, производитель и поставщик ветеринарных аппаратов
$IDXX был упомянут только шесть раз, а компания
$FTNT — 42 раза.
Однако если мы посмотрим на динамику этих бумаг, то увидим, что за анализируемый период акции Apple выросли на 281,53%, бумаги Amazon — лишь на 58,71%, а акции Netflix вовсе обвалились на 39,07%. За тот же период акции Crocs подорожали на 320,44%, акции компании Trex — на 124,06%, а бумаги IDEXX и Fortinet выросли на 121,33% и 422,05% соответственно. Таким образом, некоторые компании, обделенные вниманием финансовых медиа, оказываются для инвесторов намного более эффективными, чем ценные бумаги супербрендов.
Также подобный эффект проявляется, если человек, например, потерял деньги на фондовом рынке. В такой ситуации, скорее всего, он будет считать рынок слишком рискованным видом заработка, чем тот инвестор, который увеличил свой капитал. В истории фондового рынка подобная ситуация произошла в начале 2010-х, спустя несколько лет после кризиса ипотечного кредитования 2007–2008 годов. Инвесторы очень настороженно относились к ипотечным ценным бумагам и не покупали данные активы. Однако реальность была такова, что пик ипотечного кризиса уже прошел и это делало их опасения неоправданными.
Продолжение следует...