🔵 Alibaba. Быстрый анализ. Часть 1
Сегодня мы разберем первый swift-отчёт. Это рубрика, где я буду делать быстрые анализы разных компаний с точки зрения привлекательности их акций для долгосрочного инвестора. И начну я с самой популярной китайской компании среди российских инвесторов –
$BABA $9988 .
Акции уже 2 года находятся в падении, пик их стоимости пришелся на октябрь 2020 г., когда почти была достигнута планка в 300 гонконгских доллара (HKD), а сейчас они откатились почти на 80%, до 66 HKD. И, поэтому не удивительно, почему сейчас они стали всем интересны. Однако, не стоит забывать, что то, что они так сильно упали еще совершенно не значит, что компания недооценена с фундаментальной точки зрения. Это мы и разберем сегодня.
Опишу я анализ только 2 направлений: eCommerce и Cloud. Хотя Alibaba имеет множество других бизнесов, с финансовой точки зрения они имеют мало значения, поэтому разбирать их я не буду.
eCommerce (с учетом логистических услуги и разных сервисов по доставке - 87% от выручки компании). Alibaba – это крупнейший e-commerce ритейлер в мире, с оборотом товаров (GMV) в 8,2 трлн юаней ($1.27 трлн) за 2021 год. Для сравнения оборот Amazon за тот же период составил около $600 млрд, т.е. в 2 раза меньше, чем у Alibaba. И это не удивительно. Хотя Alibaba работает практически только в Китае (международные поставки – это незначительная часть), ecommerce в ней является самым крупным и развитым в мире. Например, в США и Европе интернет-ритейл занимает около 14–15% от общих розничных продаж, а в Китае – уже 45%.
И, как это обычно бывает, чем выше проникновение рынка, тем ниже темпы его роста. Если за последние 5 лет доля интернет-коммерции удвоилась, то за следующую пятилетку (по прогнозам eMarketer) она вырастет лишь на 12%, т.е. рост составит примерно 27% относительно сегодняшних показателей, или около 5% в год. Если добавить к этому рост всего рынка ритейла на 2–3% в год (средний показатель роста в последние 5 лет), то получаем, что стоит ожидать роста рынка ecommerce не более, чем на 8% в год.
В последние 3 года выручка Alibaba от e-commerce в Китае росла в среднем на 32% в год, хотя оборот товаров на ее площадках увеличивался гораздо скромнее - на 12% в год. Для того, чтобы понять причины такой разницы, для начала нужно немного рассказать про то, как зарабатывает Alibaba.
У классических ритейлеров основная бизнес-модель – это прямая продажа товаров, т.е. они закупают товары у поставщиков на свои склады, а затем продают их покупателям. С точки зрения отчетности это отражается gross, т.е. показывается как выручка, так и расходы на закупку товаров. У многих интернет-ритейлеров, в том числе Amazon, особенно в первое десятилетие его работы, принцип бизнес-модели такой же.
Но у интернет-ритейлеров также есть другая бизнес-модель, а именно предоставление услуг marketplac’а, т.е. они допускают на свои площадки других продавцов и зарабатывают уже не на покупателях, а на этих продавцах, взимая с них комиссии, предоставляя им логистические и складские услуги. Однако, самым важным источником доходов маркетплейса является реклама, которая работает на алгоритмах, схожих с поисковиками Google или Яндекс, т.е. продавец покупает места в конкретных поисковых выдачах для покупателей. С точки зрения отражения выручки продаж этих третьих лиц в отчетности маркетплейса не отражаются никак, т.е. вы видите 0. А саму выручку как раз наполняют комиссии, услуги и реклама.
И именно они являются основой бизнес-модели Alibaba, поэтому выручка Alibaba (комиссии и реклама) составляет малую часть от оборота товаров на ее площадках: всего 4,4% за 2021 г. (monetization rate).
В последние же годы Alibaba начала активно развивать прямые продажи на своих платформах. Если в FY18 финансовом году (FY18 - финансовый год, который закончился 31 марта 2018 г.) прямые продажи составляли 10% от ecommerce выручки, то в FY22 г. – уже 43%. ⬇️⬇️⬇️