Konin
Konin
Сегодня в 3:08
Шеринговая экономика Идея не владеть на 100% каким-то имуществом, а брать его в аренду на время в те моменты, когда оно вам нужно, гениальна. С точки зрения пользователя вы сокращаете затраты, а с точки зрения владельца этого предмета, он лучше эксплуатирует этот предмет и также получает больше выручки от него. 2024 год для ТОП-10 компаний шеринговой экономики выдался очень интересным — рост бизнеса был от 10% до 89%, медианные цифры же в районе 30%. Я бы отдельно выделил, что МТС $MTSS в этом году сделали огромный прорыв со своими самокатами, в Москве порой только они присутствовали на всех нужных точках и позволяли стартовать поезду «здесь и сейчас». Также отмечу, что МТС начал партнериться с Т-банком, интегрировав использование своих самокатов в желтое банковское приложение, таким образом увеличив свою возможную аудиторию. Ну и для МТС это возможность вывести на IPO часть бизнеса и сделать в нем оценку x2 к своей оценке как телекома за счет разницы мультипликаторов. Для Whoosh $WUSH я бы отметил сильно выросшую конкуренцию, и отсутствие доступа к огромному капиталу, как у МТС или Яндекса $YDEX, для них может быть проблемой. Видно, что МТС не скупится на новые направления бизнеса. Ну и в целом интересно, как аренда самокатов по выручке примерно равна аренде автомобилей. Хотя аренда автомобиля — это более фундаментальное действие, имеющее под собой большую платежеспособную базу. У нас в стране порядка 55 млн. автомобилей, из которых порядка 60+к авто каршеринговых. Если учесть, что 1 каршеринговый авто заменяет 8 личных, то на текущий момент влияние авто для каршеринга всего 0,9% на всю базу автомобилей. Если постепенно повторится история как с самокатами, когда личные самокаты почти изжили себя в пользу каршеринга, то мы еще десятилетия будем видеть огромный рост рынка каршеринга. В этом плане интересно, что Делимобиль $DELI почти всерьез рассуждает об автономных авто, что они долгосрочно готовятся к появлению такой опции передвижения и очень сильно вкладывают в инфраструктуру обслуживания и присутствия автопарка в нужных локациях, что будет ключевым фактором для развития компании в тот период. В этот же период рынки такси и каршеринга фактически схлопнутся в единый рынок.
216,3 
0,97%
174,06 
0,6%
21
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
10 января 2025
Чем запомнилась неделя: возвращение X5 и новые санкции
9 января 2025
Ozon: все о бизнесе и перспективах
36 комментариев
Nikikam
Сегодня в 4:58
Думаю Яндекс сможет выигрывать на этом рынке за счет своих ресурсов и в отличие от МТС за счет технологий маршрутизации, которые позволят эффективнее управлять парком с точки зрения починки, замены, обслуживания и т.д
Нравится
1
Konin
Сегодня в 5:30
@Nikikam я раньше пользовался только самокатами от Яндекс Go, но в 2024 летом прям пришлось регистрироваться в других кикшерингах, чтобы можно было арендовать доступный самокат. Поэтому технологии технологиями, но наличие физических самокатов/машин очень сильно влияет. А если про каршеринг говорить, то Делимобиль сейчас огромные деньги тратит, чтобы построить свою сеть станций технического обслуживания авто, чем Яндекс не занимается, и это дает возможность сильно улучшить экономику бизнеса. Поэтому не все так очевидно. У Яндекса есть технологическое преимущество в распределении огромного парка авто (и технологии из такси), плюс есть большая экосистема, но до сих пор Яндекс не является лидером ни в одной из сфер шеринговой экономики.
Нравится
Nikikam
Сегодня в 5:48
@Konin это правда, по самокатам тоже пришлось регаться в Юрент, потому что они тупо были. Но я бы по итогам года взглянул бы на экономику 1 самоката у вуша и яндекса, что- то мне подсказывает что Яндекс поэффективнее будет. Но это догадки ,надо цифр дождаться
Нравится
1
MLNGG
Сегодня в 6:19
Хвалить МТС, в то время как они уже загибаются от долгов, и говорить про то, что будут активно развивать самокаты. Наивный вы
Нравится
1
Konin
Сегодня в 6:26
@MLNGG «Загибаются от долгов» — это история, которую вы себе рассказали и поверили в нее. Факт — МТС выкупил Юрент, массово присутствовал в Москве на основных площадках, на фоне покупки Яндексом «Бери заряд» запустил свой шеринг пауэрбанков и покажет полярда выручки только в нем. Шеринговый бизнес МТС подвинул присутствующих лидеров на существующем рынке. Отличное бизнес-направление они показали, а с «загибанием от долгов» они отлично справляются основным бизнесом, который генерирует огромный кэш. У МТС мультипликатор «Долг/EBITDA» равен 1,88 (при этом «рабочий» мультипликатор в отрасли в районе 2), они, как «Ростелеком», могут заявить, что сокращают CAPEX в след. году, и спокойно выплатят часть долгов в счет него, а потом вернутся к масштабным вложениям.
Нравится
2
Пульс учит
Обучающие материалы об инвестициях от опытных пользователей
VASILEV.INVEST
15,5%
9,6K подписчиков
Poly_invest
+3,6%
7,3K подписчиков
Mr.TINWIS
+49,8%
9,7K подписчиков
Чем запомнилась неделя: возвращение X5 и новые санкции
Обзор
|
10 января 2025 в 19:48
Чем запомнилась неделя: возвращение X5 и новые санкции
Читать полностью
Konin
8,3K подписчиков 99 подписок
Портфель
до 10 000 000 
Доходность
62,81%
Еще статьи от автора
14 января 2025
Важно следить за правильными данными. В декабре ЦБ изменил парадигму и оставил ставку на уровне 21%. При этом отметил, что до апреля не имеет смысла смотреть на инфляцию, ее пик будет весной, а потом пойдет вниз. ЦБ отметил, что теперь важно следить за темпами кредитования (потребительского и корпоративного), которое с некоторым временным лагом влияет на инфляцию. И вот так теперь выглядят правильные опережающие данные: «Frank RG опубликовал предварительные данные по кредитованию населения, и в декабре объем выданных кредитов снизился на 6,21%». Недельные данные Росстата теперь просто интересны на предмет экстремумов, но действовать исходя из них уже не нужно, ибо ЦБ теперь не ставит их во главу своих расчетов. С февраля начнут действовать новые ограничения по капиталу для банков, и кредитование еще сильнее начнет схлопываться, поэтому на рынке по мере выхода данных по объему кредитования и сохранении ставки ЦБ в феврале на уровне 21% может начать отыгрываться старт снижения ставки при сохранении макропродунциальных ограничений. Если брать прогнозы ЦБ, то снижение ставки может случиться с апреля по сентябрь, и дойти мы можем до 12%. В этом году у ЦБ будет интересный квест по определению момента, когда экономика еще не ушла в рецессию, а инфляция уже точно побеждена. А инвесторам нужно следить за сменой настроений, когда из состояния «да всё это сказки, ждем ставку 25%» мы увидим FOMO на растущем рынке.
13 января 2025
За неделю до Трампа 20 января Трамп официально станет президентом США, и на этом фоне значимо растет количество инфоповодов. Уходящий президент США Байден напоследок ввел серьезные санкции против нефтянки РФ, Газпромнефть и Сургутнефтегаз попали в SDN-листы, в районе 15-20% теневого флота также попали под санкции, поэтому досталось экономике серьезно. На этом фоне нефть вновь показывает цену в 80$ за баррель, а фондовый рынок РФ порадовался не столь масштабным санкциям, как могло бы быть, и перешел к росту. Стоит отметить, что Байден весь свой срок старался избежать ограничивающих санкций против российской нефтяной отрасли, поскольку уход части нефти с мирового рынка приводит к росту цен на бензин, а это негативно влияет на экономику самих США. В итоге напоследок один президент оставил другому «подарочек» от роста цен. Однако в СМИ активно начали обсуждать тему встречи Путина и Трампа, на выходных представитель команды заявил, что уже идет подготовка к этой встрече, инсайдеры предполагают, что пройдет она где-то в странах Ближнего Востока, придерживающихся нейтральной позиции к обеим странам. А чуть ранее сам Трамп заявлял, что понимает чувства России от приближающегося НАТО и считает, что Украины в нем быть не должно. Поступающая риторика с обеих сторон дает миролюбивые сигналы. Ряд экспертов ожидают, что договоренности могут случиться до Пасхи (20 апреля). Учитывая, что от Европы главным гарантом должна выступить крупнейшая экономика — Германия, а у них выборы в парламент 23 февраля, то конец весны выглядит адекватным сроком для наличия всех нужных гарантов мирного договора. Для РФ выход на мирный трек с США будет повторением переговоров Путина и Байдена в 2021 году, когда оба участника пытались договориться о «красных линиях», но договориться не удалось. Однако данная итерация переговоров будет уже «фиксацией убытков» со всех сторон. Возможные мирные переговоры для фондового рынка РФ будут большим катализатором к переоценке компаний, поскольку по результату окончание СВО уберет перенапряжение с экономики, из-за которой у нас образовалась большая инфляция и дефицит персонала. Возвращаясь к мирным переговорам 2021 года, стоит вспомнить, что тогда индекс Мосбиржи достигал уровня 4100+ пунктов, в отличие от текущей борьбы за 2800 пунктов. При этом бизнес многих компаний с тех пор значимо вырос, и простой приток части средств с депозитов/фондов ликвидности на рынок способен значимо переоценить цены акций. Поэтому данный «белый лебедь» будет постепенно казаться участникам рынка, и индекс этой весной, вероятно, будет непредсказуемо отскакивать вверх. На этом фоне, конечно, важно быть в рынке, поскольку поймать такие движения невозможно. Рынок, как в конце декабря 2024 года, может за пару дней показать ралли, которое очень легко пропустить. А потом можно будет «ждать у моря погоды». Рынок может сильно заранее отыгрывать позитивные моменты, а они в итоге все заключаются в скорости снижения ставки ЦБ. Т-банк недавно считал, какую доходность по активам можно увидеть в зависимости от ставки ЦБ, и снижение ставки до 12% приводит к росту рынка на 50%. Стоит отметить, что базовый вариант (с продолжением СВО) предполагает ставку в районе 15% к концу года (т.е. рост рынка на 37,9%), сам Т-банк ожидает снижения до 13% в базовом варианте. Мирные переговоры ускорят ожидания в достижении этой ставки раньше, чем к концу года. Infinity
10 января 2025
Утроить экспорт СПГ к 2035 году Последние дни 2024 г. и начало 2025 г. выдали несколько интересных новостей по поводу экспорта СПГ (и НОВАТЭКа). 27 декабря 2024 г. мы узнали из «Коммерсанта», что 3 газовоза арктического класса построили на судоверфи «Звезда» и они уже готовятся к поставке НОВАТЭКу. 6 января 2025 г. Bloomberg выдал данные, что российский экспорт СПГ в Европу побил рекорды в 2024 году. У НОВАТЭКа постепенно исчезает проблема с газовозами, чтобы начать эксплуатировать запущенный проект «Арктик СПГ-2», и встает лишь вопрос возможности продавать СПГ. Осенью 2024 г. была открыта «летняя навигация», когда несколько судов не арктического класса забрали СПГ с «Арктик СПГ-2», но в итоге газ клиентам не ушел. Однако в той же статье Bloomberg указывается, что Россия, несмотря на санкции, намерена утроить экспорт СПГ. Фактически у нас повторяется история с экспортом нефтью, когда за некоторый дисконт к стоимости сырья санкционный СПГ будет уходить на азиатские рынки. По прогнозам аналитиков, «с условием запуска двух перевалочных комплексов «Саам ПХГ» в Мурманске и «Коряк ПХГ» на Камчатке пятью первыми газовозами Arc7, достроенными на «Звезде», можно полностью обеспечить круглогодичный вывоз СПГ с первой очереди «Арктик СПГ-2» с распределением грузопотока — 2 млн тонн на «Саам ПХГ» и 5 млн тонн на «Коряк ПХГ». Вероятней всего, в 2025 г. НОВАТЭК NVTK сможет запустить проект «Арктик СПГ-2» и в оценку компании вернется оценка потенциала и будущего роста добычи.