IPO Евротранса - пойдем по пути Астры или Henderson
Давайте кратко расскажу, что это вообще за компания
Евротранс - это 55 АЗС в Москве и Московской области
Для сравнения:
➕Татнефть 790 АЗК
➕Лукойл 5309 АЗК
➕Роснефть 2915 АЗК
Вернемся к евротрансу - это 41 бензовоз, своя нефтебаза и фабрика-кухня! АЗС работают под названием ТРАССА. Основная направленность бизнеса - оптовые продажи. Сейчас доля рынка около 3%
Основная стратегия компании - сделать заправку максимально комфортной. На всех АЗС расположены супермаркеты, которые осуществляют продажу еды, напитков и прочих товаров (большинство кулинарии - собственного производства)
Также 10 АЗС уже оборудованы станциями зарядки для электроавтомобилей (мощностью 150 квт/ч. Как пользователь электрокара это ооооочень много м позволяет зарядить авто за 30 мин). С ростом доли электроавто в России (сейчас их всего 0,5%) этот проект будет приобретать актуальность (также стоит отметить, что маржинальность продажи бензина максимум 5-10%, а у зарядки около 60-70%!)
Надеюсь вы вкратце поняли, чем занимается компания , теперь давайте обсудим финансовые показатели компании
По итогам 9 месяцев 2023 года:
Кредитный рейтинг А-
Выручка 68 млрд руб (за весь прошлый год 64,9)
EBITDA 6,2 млрд руб (за весь прошлый год 6,4)
Рентабельность по EBITDA = 10% (по основному бизнесу около 5-7%, но супермаркеты и кафе на АЗС обеспечивают маржинальность около 35%)
Чистый долг/EBITDA = 4,7x (на конец 2022)
Общий долг 42 млрд рублей, из них 14 млрд - 3 выпуска облигаций
Ежеквартальные дивиденды (очень необычная для РФ схема, но правильная с точки зрения отсутствия больших дивгэпов - в Америке так и платят) до 75% от чистой прибыли
Основные риски
1. Высокая долговая нагрузка
2. Процентный риск: использование заемных средств – в основном кредиты с плавающими ставками
3. Повышенная конкуренция в отрасли
Для бизнеса с низкой маржинальностью высокая ставка это серьезная проблема. Основная сумма долга - лизинг земли под АЗС, чтобы ее выкупить и продолжить экспансию бизнеса (до 2024 планируется открыть еще 8 заправок) компания и проводит IPO, после привлечения средств уровень чистого долга к EBITDA может снизиться до 1,5-2,5
Скорее всего участвовать в IPO не буду, так как это не история роста на размещении, но у меня уже есть акции на 375к рублей. Как спросите вы?
Компания проводила pre-IPO полгода назад и я решил поучаствовать. Из плюсов pre-IPO:
Оплата акций картой (это сууупер странно с точки зрения компании, но я получил кэшбек 3%, то есть купил по факту не по 250 руб за акцию, а по 242,5 руб)
Проценты на инвестированные деньги сейчас 21% в год, то есть на мои 375 тыс каждый месяц капает 1,75% - очень приятная опция (сначала было 12% годовых, но с поднятием ставки компания увеличила процент - супер человеческое отношение к инвесторам)
Вот вам лайфхак, которого не будет в других обзорах:
!!!! Кто хочет купить акции - можно не ждать IPO и не надеяться на аллокацию, а просто купить так же как я и получить еще кэшбек (акции можно купить либо в офисах, их адреса есть на сайте, либо на любой из заправок)
IPO проходит в формате cash-in. Компания провела эмиссию в размере 100% от капитала на сумму 26.5 млрд рублей, из них уже привлекла 11.2 млрд (из них 3 выкупили текущие акционеры) в ходе внебиржевого раунда, остальные будут размещены на IPO
Также есть оферта - инвестор, поучаствовавший в IPO получит право на покупку 1 акции в мае и в январе на каждое три акции, купленные на IPO
Куда пойдут деньги?
1. 5-5,5 млрд пойдут на модернизацию АЗС (расширение торгового зала, повышение мощностей и тд)
2. 5 млрд - строительство новых комплексов (с 55 до 63 станций до 2026 года)
3. 16 млрд выкуп станций из лизинга ч целью сокращения долговой нагрузки
Как итог: супер апсайда не будет, потому что это большое по объему размещение компании из реального сектора (тут нет роста 100% в год, как в IT). При коррекции до 220 буду увеличивать позицию
$ASTR $HNFG $RU000A1061K1 $RU000A105PP9 $RU000A105TS5