Вася в шоке от новых технологий. Критерии отбора компаний - без хайпа.
Условный Василий любит покупать ценные бумаги. Но, немного склонен к импульсивным покупкам по новостям, советам друзей, блогеров или аналитиков. Благодаря этим качествам он собрал портфель.
Выглядит портфель перспективно, потому что на дворе новые технологии, зеленая энергетика, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность и еще много других красивых штуковин.
Однако, надежды на кратный рост потухли при очередной просадке без видимых на то причин. И у Василия в голове закрутился вопрос: «Зачем я всё это накупил и чего мне теперь с этим делать?»
🧮Подружитесь с цифрами
Если история Васи чуток похожа на вашу, то знайте: вы не дружите с цифрами. А надо. Причина, по которой я люблю точные науки, – с ними сложно спорить.
Когда ваша осознанность строится на чужих мыслях, вы не являетесь хозяином решений. Упор на цифры – создаст уверенность, чтобы на плохих новостях вас не бросало в спекуляции. Вы перестанете менять решение каждый раз, а только при ухудшении показателей компании.
🧾Критерии
Как отличить хорошую компанию от плохой, не уходя в высшую математику? Использовать критерии отбора, т. е. базовые показатели, которые расскажут максимум, о текущем состоянии.
✔️Размер и динамика выручки
•Размер выручки/год США >1млрд$; Россия >2млрд/руб. Чем крупнее бизнес, тем он устойчивее. При игре в вероятности на длинном промежутке времени у крупных компаний больше шансов выжить.
•Выручка должна либо расти, либо не падать системно. Причин падений выручки много, но нам интересно только то, что его вызвало. Внутренние проблемы или внешние. Компания не должна терять выручку из-за внутренних проблем.
✔️Закредитованность
Долг – друг бизнеса. С его помощью можно финансировать компанию, повышать эффективность, а процентные расходы вычитать из налогов. Но что будет в кризис? Кредитные организации повысят ставки. Процентная нагрузка на компанию увеличится. Покупательская способность клиентов упадет вместе с выручкой. Компания получает удар с двух сторон сразу и может просто схлопнуться.
Следите, чтобы оба показателя, описанных ниже, были «зеленой зоне»:
•Коэффициент обеспеченности обязательств активами – отношение обязательств предприятия к его активам. Допустимое значение коэффициента до 0,8. Исключение по данному показателю – банки.
•Коэффициент финансового левериджа – отношение заемных средств к капиталу. Показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль капитала. Если коэффициент высокий, положение компании становится неустойчивым. Допустимое значение показателя до 2х
✔️Эффективность
•Эффективность работы с нераспределенной прибылью = (Выручка/Ср. ст-ть активов) *100%. Анализируется во времени и динамике. Допустимо, если стабилен или растет. Снижение говорит о не эффективном использовании собственных средств. Когда компания приобретает активы, которые не генерируют выручку.
•Эффективность работы с издержками. ROS= (Операционная прибыль/Выручка) *100 Показывает эффективность работы с издержками. Нужно анализировать во времени, динамике и сопоставлять с предприятиями одной отрасли. Допустимо, если показатель стабилен или растет.
•Эффективность работы с капиталом инвестора. ROE = (чистая прибыль/ собственный капитал) * 100% Показывает, насколько эффективно компания использует средства акционеров для извлечения прибыли. Допустимо США от 8%, Россия от 12%.
✔️Доходность
•Доходность (Чистая прибыль/капитализацию). Показывает, какую доходность генерирует компания в год на вложенный капитал. Если доходность по E/P ниже доходности по её же облигациям, то компания дорого оценена. Моя допустимая доходность по акциям США от 7–8%, по России от 10–12%.
📝Выводы
Внутренний голос — это совокупность мнений других людей вперемешку с вашим собственным. И он часто ошибается. Для качественной оценки бизнеса нельзя слепо верить мнениям, нужно использовать точные показатели. Только такой анализ даст уверенность.
#Эффективность #доходность