T-Investments
T-Investments
Сегодня в 10:00
Аналитический обзор

Транснефть: стабильная монополия

Профиль компании

Транснефть — крупнейшая в мире трубопроводная компания в области транспортировки нефти и нефтепродуктов. Так, компания транспортирует:

  • более 80% нефти, добываемой в России;
  • более 30% светлых нефтепродуктов, производимых в России.


Помимо этого, Транснефть владеет контрольным пакетом акций НМТП, который занимается обработкой и перевалкой навалочных, наливных и генеральных грузов, а также сопутствующими логистическими и сервисными услугами. Его результаты деятельности консолидируются в отчетности Транснефти.

Транснефть находится под контролем государства: Федеральному агентству по управлению государственным имуществом принадлежит 100% голосующих обыкновенных акций и 100 привилегированных акций Транснефти. В сумме это 78,55% от уставного капитала компании. Оставшиеся 21,45% — привилегированные акции. По данным Мосбиржи, доля префов компании, которые находятся в свободном обращении, достигает 37%. Эти бумаги включены в индекс Мосбиржи с долей 0,52%.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Это основной вид деятельности компании. Транснефть осуществляет транспортировку по магистральным трубопроводам в России, а также за ее пределами, в том числе на основании межгосударственных и межправительственных соглашений. Протяженность магистральных трубопроводов компании превышает 67 тысяч км.

Магистральные трубопроводы связывают крупнейшие российские месторождения нефти непосредственно с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), а через морские порты России и трубопроводы других стран — с внешними рынками в Европе, Азии и других регионах.

Основные объекты, через которые Транснефть осуществляет экспорт нефти:

  • порт Новороссийск;
  • порт Приморск;
  • порт Усть-Луга;
  • порт Козьмино;
  • трубопровод Сковородино-Мохэ в Китай;
  • трубопровод Дружба в Европу.


В 2023 году Польша и Германия самостоятельно прекратили импорт нефти по Дружбе. После чего ЕС официально запретил поставки сырья по северной ветке нефтепровода. Это практически обнулило поставки по этой ветке. 

  • Нефтепровод Дружба имеет две ветки: северную (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южную (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии). Общая мощность трубопроводной системы Дружба (с учетом ответвлений) составляет порядка 100 млн тонн в год. Но на полную мощность нефтепровод не работает. По данным Транснефти, в досанкционном 2021 году по Дружбе было прокачано 35,9 млн тонн нефти в дальнее зарубежье. 

В настоящее время экспорт нефти по южной ветке Дружбы в Венгрию, Словакию и Чехию продолжается. В 2023 году объемы прокачки российской нефти по этой ветке нефтепровода снизились почти в три раза в годовом выражении, примерно до 14,1 млн тонн, из которых:

  • 4,8 млн тонн нефти было поставлено в Венгрию;
  • 4,6 млн тонн — в Словакию;
  • 4,2 млн тонн — в Чехию;
  • 500 тысяч тонн — в Польшу. 


Риск сокращения или остановки прокачки по южной ветке Дружбы все еще сохраняется, поэтому Транснефть активно наращивает мощности трубопроводов в сторону портов (Приморск и Новороссийск). Так, с начала 2023-го компания сократила поставки с Дружбы на 60%, при этом увеличила поставки в нефтепорты России на 7,2%. Это позволит перенаправить высвободившиеся объемы экспорта, если реализуется негативный сценарий. 

Доля в НМТП

В 2018 году Транснефть приобрела 25% в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), после чего ее доля в акционерном капитале компании достигла 60,6%. Таким образом, Транснефть получила контроль над крупнейшим стивидором в России. Сейчас она полностью консолидирует результаты НМТП в своей отчетности по МСФО.

  • Стивидор занимается организацией и контролем погрузочно-разгрузочных работ в портах, на причалах и других объектах, связанных с перемещением грузов. 

Группа НМТП лидирует на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. Так, в 2023 году НМТП обработала 132,3 млн тонн грузов — это 14,9% от общего грузооборота российских морских портов. В активе компании — Новороссийский порт на Черном море, Приморский порт на Балтийском море и морской порт Балтийска в Калининграде. Терминалы группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Благодаря этому терминалы группы являются ключевыми для обработки российских импортных и экспортных грузов, а также транзитных грузопотоков стран СНГ. 

По итогам 2023 года доля НМТП в выручке Транснефти составила порядка 5% по итогам 2023 года, а в EBITDA — выше 8%. 

Перепродажа нефти

В начале 2009 года Транснефть заключила контракт, согласно которому она будет закупать у Роснефти 6 млн тонн нефти в год и поставлять ее в Китай по магистральному трубопроводу ВСТО в течение 20 лет. По нашим оценкам, перепродажа почти никак не влияет на EBITDA всей компании. 

Операционные результаты

Объемы прокачки нефти компанией довольно стабильны и за последние пять лет колебались в диапазоне 440—480 млн тонн в год. Небольшое снижение объемов прокачки по итогам 2023-го связано с падением объемов нефти, сдаваемой производителями в систему магистральных нефтепроводов (в том числе из-за снижения объемов добычи в рамках соглашения ОПЕК+ — это окажет давление и на результаты 2024 года). При этом экспортные поставки российской нефти снизились на 6,5%, что было частично компенсировано ростом поставок на российские НПЗ на 2,3%. 

Тем временем объемы прокачки светлых нефтепродуктов демонстрирует позитивную динамику: за последние пять лет они выросли почти на 15%. В 2023 году рост составил почти 11% в годовом выражении. Причем объемы поставок росли как на внутренний рынок (+8% г/г), так и на экспорт (+12,5% г/г). Сейчас экспорт в западном направлении практически полностью остановлен, поэтому компания наращивает поставки нефтепродуктов в страны ЕАЭС (Казахстан, Киргизию и Таджикистан).

Как устанавливают тарифы

Тарифы Транснефти определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рублях. В октябре 2020-го правительство РФ утвердило принципы, согласно которым в 2021–2030 годах годовая индексация тарифов будет на уровне инфляции, прогнозируемой на следующий год, за вычетом 0,1%. Такой подход существенно повысил прозрачность в определении тарифов. При этом у него есть и минусы. Так, прогнозная инфляция в кризисные периоды может сильно отклоняться от фактической. Например, прогноз инфляции на 2022 год составлял 4,4%, при этом фактический рост цен достиг около 12%. 

Финансовые результаты

Выручку компании формируют доходы от транспортировки нефти и нефтепродуктов, перепродажи нефти, НМТП и прочие источники доходов.

В последние годы компания демонстрировала позитивную динамику выручки за счет индексации тарифов и роста объемов транспортировки. При этом рентабельность по EBITDA была на высоком уровне — 43%. Скорректированный же показатель (исключает сегмент перепродажи нефти) был еще выше — более 50%. 

В этом году финансовые результаты и за первый, и за второй кварталы превысили ожидания рынка.

  • В первом квартале выручка выросла на 5,1% кв/кв на фоне ежегодной индексации тарифов за прокачку нефти. EBITDA показала более сильную динамику (+29% кв/кв) в том числе благодаря снижению операционных расходов — компания восстанавливалась после традиционно крупных административных трат в конце года.
  • Во втором квартале Транснефть сократила объемы транспортировки нефти на фоне снижения добычи в рамках ограничений ОПЕК+. В связи с эти динамика выручки и EBITDA в квартальном выражении была отрицательной. Чистая прибыль тоже снизилась кв/кв из-за увеличения финансовых расходов (сюда входят убытки по курсовым разницам, процентные расходы и т. д.).


Повышение ставки налога на прибыль

Недавно Комитет Госдумы по бюджетам и налогам поддержал поправку к Налоговому кодексу, которая предусматривает повышение ставки налога на прибыль для Транснефти и ее дочерних предприятий до 40% в 2025–2030 годах. 

Ранее Минфин предложил увеличить ставку налога на прибыль до 40% на шесть лет для субъектов естественной монополии, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов. Под такие характеристики как раз подпадает Транснефть.

В результате подобных налоговых изменений

  • Чистая прибыль компании, а вместе с ней и дивиденды за 2025 год, по нашей оценке, могут снизиться на 20%. Дивидендная доходность за 2025-й (выплата будет в 2026-м) может опуститься с 16% до 13%.
  • Кроме того, под давлением окажутся финансовые результаты компании и за текущй год. Транснефть должна будет нарастить переоценку налоговых обязательств по итогам года еще на 51 млрд рублей. Это окажет негативное влияние на чистую прибыль и, возможно, на величину дивидендов за 2024-й.


Дивиденды

Дивидендная политика Транснефти предполагает выплату не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, скорректированной на:

  • доходы и расходы, связанные с признанием (восстановлением) убытка от обесценения основных средств и нематериальных активов, а также с их списанием;
  • доходы и расходы, связанные с изменением справедливой стоимости финансовых активов;
  • доходы и расходы, связанные с курсовыми разницами.


Транснефть выплачивает одинаковые дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Мы считаем, что в ближайшие годы компания будет придерживаться дивидендной политики, поэтому дивиденды по итогам 2024 года в случае учета переоценки отложенных налоговых обязательств могут составить около 150—155 рублей на акцию. Такая выплата подразумевает дивидендную доходность на уровне 14—14,4% к текущим ценам. 

Наше мнение по акциям Транснефти

Мы нейтрально оцениваем перспективы Транснефти и ее акций. 

    • Бизнес компании довольно прозрачен, а основные финансовые показатели, такие как выручка, EBITDA и рентабельность по ней, стабильно растут. Компания слабо зависима от конъюнктуры нефтяного рынка. При этом она не выигрывает от ослабления рубля. Текущий расчет тарифов тоже не всегда играет на руку компании, ведь прогнозируемая инфляция в ближайшие годы может быть ниже фактической.

    • Ранее существовала вероятность повышения коэффициента дивидендных выплат до 75% от скорректированной чистой прибыли в связи с чистой денежной позицией компании и возможным снижением капзатрат в будущем. Однако теперь эта вероятность крайне мала из-за повышения ставки налога на прибыль до 40% на шесть лет. Поэтому дивидендная доходность в ближайшие годы, по нашим оценкам, будет на уровне 13​​—14%. В целом это неплохой уровень дивидендной доходности, но он все же ниже, чем у ряда других игроков нефтяного рынка. 

  • Акции Транснефти торгуются с форвардным EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2024 год) на уровне 1х. Такой мультипликатор предполагает дисконт более 50% к историческим значениям.

Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.
1 077 
4,09%
197
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
26 ноября 2024
Транснефть: стабильная монополия
22 ноября 2024
Валютные облигации: как выбирать?
49 комментариев
LUBOVAJA
Сегодня в 10:02
👌
Нравится
MarginCallOfficer
Сегодня в 10:03
Стабильная стабильность
Нравится
2
Fin79rus
Сегодня в 10:03
Вкусная цена ) в декабре наверно будет ещё вкуснее ....
Нравится
7
Alex_21.02
Сегодня в 10:04
У всех все стабильно, толко цены на бензин на АЗС каждую неделю поднимают
Нравится
16
SkoK_
Сегодня в 10:04
Хана Транснефти вашей, отныне это радость "терпеливых долгосрочников"
Нравится
19
Авторы стратегий
Их сделки копируют тысячи инвесторов
KsenoFund
+12,9%
6,1K подписчиков
Berloga_Homiaka
8,3%
7,3K подписчиков
Orlovskii_paren
+16,9%
7,6K подписчиков
Транснефть: стабильная монополия
Обзор
|
26 ноября 2024 в 13:00
Транснефть: стабильная монополия
Читать полностью
T-Investments
Рассказываем об инвестициях простым языком Официальный канал сообщества — @Pulse_Official
Еще статьи от автора
26 ноября 2024
❓ Как заработать на фьючерсах. Советы от профи Торговля с использованием фьючерсов поначалу может показаться очень сложной. Но если понимать основные принципы работы с этим инструментом, можно зарабатывать при любой рыночной динамике. Мы начинаем серию постов, в которых профессионалы торговли фьючерсами будут рассказывать, как зарабатывать на этом инструменте и как снижать риски. Сегодня своими лайфхаками делится Александр @Trading_mezhdu_delom. Рассказывает инвестор: 📈 Правило №1: не рассматривайте фьючерсы как инструмент увеличения прибыли за счет плеч. Это не значит, что плечами совсем нельзя пользоваться. В своей торговле я допускаю плечо X1, то есть на 100 000 рублей депозита беру плечо еще на 100 000 рублей. И даже в этом случае один инструмент, как правило, беру не на весь депозит. Кстати, рекомендую забыть слова «гарантийное обеспечение». Ориентируйтесь на ту стоимость, которую видите. Например, если есть фьючерс на акции Сбера стоимостью 25 000 рублей, на нее и ориентируйтесь. Если же вы берете фьючерс на золото, то смотрите на стоимость пункта цены — например, 100 рублей. Далее умножаем ее на цену золота (например, 2 650 рублей) и получаем 265 000 рублей. Не стоит торговать золотом с депозитом меньше этой суммы. Я много раз пробовал брать «тяжелые» инструменты с плечом. И каждый раз это получалось не слишком хорошо. Даже когда я неплохо торговал более «дешевыми» фьючерсами. 📈 Правило №2: торгуйте по тренду. Есть множество способов следовать тренду: трендовые линии, свечной анализ, волновой анализ, трендовые индикаторы. Я посчитал торговлю фьючерсом на индекс Мосбиржи за сентябрь на часовом тайм-фрейме по индикатору «Простые скользящие средние» (Simple Moving Average), и у меня получилось 10% прибыли за месяц без плеч! Какое было значение в настройке, я не помню, просто сделал это для того, чтобы эффектно начать свое выступление на одном мероприятии. Кого не устроит такая доходность?! Я торговал по таким «скользяшкам» в 2022 году и получил 30% дохода за 9 месяцев, совершив при этом все самые немыслимые ошибки, так как находился только в начале пути к осознанной торговле. Проблема этого индикатора лишь в том, что иногда он выматывает постоянными переворотами. Забыл сказать, что я не ищу подходящие моменты для торговли: просто стою либо в лонг, либо в шорт (то есть переворачиваюсь). Я ленив и не хочу разглядывать графики. Поэтому нахожу простые стратегии, позволяющие с одного взгляда на график понять, в каком состоянии сейчас рынок. Увы, эта стратегия в боковике может давать много убыточных сделок. Но убыток в них всегда ограничен. Поэтому, как только появляется тренд, я быстро окупаю эти убытки. И еще о тренде: в валютах обычно слабые тренды, а в товарах (нефть, серебро и т.д.) они есть, но нередко бывают очень «рваными». Фьючерсы на наш фондовый рынок, на мой взгляд, гораздо проще и понятнее в своих трендах. 📈 Правило №3: делайте бэк-тест выбранной стратегии. Иными словами, проверяйте на истории, как она работает. Я исписал горы бумаги, проверяя свои гипотезы и почти готовые стратегии. Также попробуйте сначала поработать на дешевом фьючерсе. Хотя я в свое время и на фьючерсе ВТБ за 400 рублей умудрился накопить приличный убыток. Но на Сбере с такими экспериментами у меня просто кончился бы депозит. Не говоря уже о нефти или золоте. Поэтому дорогие инструменты — для профи. Кстати, накопленный опыт в торговле фьючерсами @Trading_mezhdu_delom отразил в стратегии Свингуем на Миксе. За три месяца она принесла более 32% доходности. Приобщиться к ней можно с суммой от 6 000 рублей, а сам автор для лучшей синхронизации советует начинать с 15 000 рублей.
26 ноября 2024
Падение российского рынка и рост валюты
26 ноября 2024
Whoosh: долги все еще давят на прибыль