Утром 29 июля экипаж Airbus320, выполнявший рейс из Москвы в Астану, совершил экстренную посадку в Уфе. Причиной стало резкое ухудшение самочувствия у второго пилота. 29-летнего летчика пронзила острая головная боль, сопровождавшаяся помутнением в глазах и приступами тошноты. Как установили врачи, причиной стало расстройство нервной системы из-за постоянных переработок и недостаточного отдыха.
1 мая на рейсе SU1531 Томск-Москва резко ухудшилось состояние 39-летнего бортпроводника. Во время подготовки к обслуживанию питанием он потерял сознание и упал в обморок в хвостовом вестибюле. Комиссия, расследовавшая инцидент, указала на накопленную усталость по причине превышения сверхурочных работ: при максимально возможных 120 часах в год стюард налетал за четыре месяца свыше 95 часов.
12 августа при подлете к Ярославлю экипаж запросил у диспетчеров Скорую помощь. Плохо стало одному из бортпроводников.
Высокая интенсивность работы связана с недокомплектом персонала, а дефицит кадров - с фактическим снижением реальной зарплаты, в ряде случаев на треть.
Как сообщил Госавианадзор, только за два дня 30 июля и 1 августа свыше тридцати рейсов было осуществлено с неполным составом экипажей. Аэрофлоту
$AFLT объявлено предостережение.
С тем, чтобы избежать переработок, авиакомпании начали отменять рейсы в последний день месяца и переносить их на период после полуночи, когда наступает новый месяц и рабочий график пилота как бы обнуляется. Только за два последних дня июля было отменено свыше 70 рейсов.
Бортпроводники дочерней компании
$AFLT «Россия» направили коллективное письмо, под которым поставили подписи более семисот человек. Они сообщают, что работодатель использует потогонный труд, наказывая тех, кто от него отказывается: бортпроводников лишают премий и вылетов в загранрейсы, если они берут четыре выходных дня. Более того, на рейсах Москва-Петербург многим экипажам приходится совершать в день по три-четыре вылета. Бортпроводники сообщили, что находятся в стрессовом состоянии, морально и физически измотаны, а накопленная усталость прямо влияет на безопасность полетов.
Профсоюзы - а у воздушных экипажей они настоящие - начали акции протеста. Профсоюз авиакомпании «Россия» призвал пилотов отзывать согласия на сверхурочную работу и на налет более 80 часов в месяц.