#аналитика #офз #минфин
Возвращаясь к теме растущего госдолга...
С начала года Минфин разместил ОФЗ на 1 251 млрд руб. по номиналу и привлек 1 094 млрд руб. в деньгах. За этот же период было погашено облигаций на 697 млрд руб. Т.е. чистое приращение госдолга за первые 5 месяцев 2024 года составило 554 млрд руб.
Майские аукционы прошли для Минфина слабо на фоне сильного роста доходностей и низкого спроса на офз - размещено всего на 104 млрд руб. Последние 2 аукциона вовсе были отменены по причине высокой волатильности на рынке. По плану в июне ещё 2 аукциона, но с высокой вероятностью они либо будут неудачными, либо отменены.
Согласно плану в этом году ожидалось размещение ОФЗ на 4 трлн руб. Очевидно, что выполнен он уже не будет (необходимо размещать ОФЗ на сумму около 110-120 млрд руб. по номиналу за аукцион). Да и Министр финансов А. Силуанов недавно сказал, что план по размещению ОФЗ на текущий год будет пересмотрен, ориентируясь на решение ЦБ по ключевой ставке - вероятно, на величину невыполнения плана в текущем квартале.
Следовательно, во втором полугодии логично ожидать размещения Минфина на сумму около 2 трлн руб. по номиналу. Если, конечно, удастся столько продать в рынок. Также во втором полугодии погашаются 2 выпуска ОФЗ-ПД (26222 и 26227) на общую сумму 750 млрд руб. Итого чистый прирост госдолга составит около 1 250 млрд руб., а по итогам всего года - около 1 800 млрд руб., что практически сопоставимо с ожидаемым дефицитом бюджета (2 120 млрд руб.), согласно последних поправкам к закону о бюджете.
$SU26222RMFS8 $SU26227RMFS7
На начало 2024 года внутренний госдолг РФ составлял 20 112 млрд руб., с учётом внешнего ~ 25 000 млрд руб. Таким образом, прирост госдолга составит ~9% относительно внутреннего и ~7.2% относительно всего госдолга.
А теперь самое главное - сравним с темпами роста ВВП. Согласно апрельскому прогнозу ЦБ рост ВВП России в 2024 году составит порядка 3% в реальном выражении. Помним, что уровень госдолга измеряется в номинальных величинах. Соответственно и сравнивать нужно с номинальными темпами роста ВВП, т.е. с учётом инфляции. По итогам года темпы роста цен ожидаются на уровне 5-6% - в оптимистичном сценарии, 7% - в пессимистичном. Тогда номинальные темпы роста ВВП составят порядка 8-10%.
Как уже писали ранее, отношение госдолга к ВВП - основной показатель измерения долговой нагрузки государства. И если темпы роста госдолга и номинального ВВП сопоставимы, то уровень долговой нагрузки не увеличивается - основной сценарий в текущем году (госдолг / ВВП ~15%).
Что касается высоких процентов по обслуживанию госдолга, то на текущий момент они не являются непосильными для бюджета. 2.1 трлн руб. процентов при доходах бюджета ~35 трлн руб. составляют порядка 6% всех доходов бюджета (для сравнения в США ~ 22%). Причем большая часть процентов (более 50%) приходится на флоутеры при их доле в структуре госдолга в 36%.
$SU29025RMFS2
Отсюда становится понятно, почему Минфин не размещает ОФЗ-ПК в последнее время - очень дорого (~15%). Если бы весь госдолг состоял из флоутеров, то на проценты уходило бы более 3 трлн руб. в год. В то же время текущие расходы по ОФЗ-ПД ~ 8-9% относительно номинала, по ОФЗ-ИН - 2.5%. Но здесь другая проблема - рост стоимости долга в долгосроке. Например, номинал ОФЗ-ИН при инфляции 7% удваивается за 10 лет. Если сейчас разместить выпуск 52005 по текущей цене ~73%, то при погашении нужно будет заплатить около 200% от начальной стоимости номинала - иными словами 1 руб. за каждые привлеченные 36 копеек. Если размещать классические долгосрочные ОФЗ с фиксированным купоном, то придется 12-13% относительно привлеченных средств в деньгах в течение следующих 10 и более лет и порядка 15% к погашению.
$SU52005RMFS4
Продолжение...
https://www.tbank.ru/invest/social/profile/DolgosrokInvest/5382b82d-4f66-483c-9075-45a61e81322c?utm_source=share
@DolgosrokInvest