В последние недели и месяцы наблюдались взлеты и падения различных компаний, поэтому мы часто слышим вопрос: "Пришло ли время покупать?
📈Мне часто задают такой вопрос
Честно говоря, не знаю... Я думаю, что еще слишком рано инвестировать в такую компанию.
❔Я думаю, что уже слишком поздно Если она вырастет в 2, в 5 раз, я буду рад за тех, кто рискнул и заработал деньги.
Но помните, что у таких компаний нет "рва", как сказал бы У. Баффет.
📌Что Что такое "ров", о котором говорит Баффет?
Ров - это Экономический ров, то есть уникальное преимущество компании, которое выделяет ее на фоне конкурентов.
Если компания придумывает и разрабатывает превосходный продукт, который привлекает потребителей и при этом приносит прибыль, такая компания быстро привлечет конкурентов. Даже если поначалу их не будет, они появятся. Другие компании будут пытаться повторить и даже улучшить этот продукт, чтобы занять свою долю рынка. В результате они должны опережать в своем развитии, чтобы не потерять лидерство, что приведет к снижению прибыльности из-за ценовой конкуренции и уменьшению доли рынка.
Компании с Rov способны генерировать более высокую прибыль в долгосрочной перспективе и несут меньший ущерб от ценовой конкуренции и соперничества.
⚠️Прежде чем инвестировать в компанию, ответьте на несколько вопросов, чтобы определить, есть ли у компании Rov:
Сколько стоит начать аналогичный бизнес? Насколько низка стоимость ведения бизнеса?
Если стоимость вхождения в бизнес
невысока, значит, существуют серьезные риски.
🛴Например: прокат скутеров и строительство атомных электростанций. Очевидно, что тысячи людей в России могут покупать скутеры в Китае и делать минимальное программное обеспечение, а несколько стран в мире могут строить атомные электростанции.
Есть ли у компании собственные нематериальные активы, такие как патенты, лицензии, бизнес-бренды и т.д.?
Обычный пример - фармацевтическая компания, которая работает над одним лекарством 10 лет, затем патентует его и получает роялти в течение 10 лет.
Другой пример - наличие лицензии на добычу полезных ископаемых.
Силу бренда можно проследить на примере автомобиля Волга, поклонники которого были готовы годами ждать новую модель. Сейчас сильные бренды - это Apple и т.д.
Насколько устойчив нишевый спрос?
💵 К ним часто относятся продукты в сегменте роскоши.
Как быстро потребители могут заменить один бренд другим?
Например, скутеры: какая разница, на каком скутере вы ездите? Что ближе, то и получаете. Для многих людей неважно, будет ли это X5 или магнит в супермаркете того же ценового диапазона, главное, чтобы было ближе и удобнее.
❗️Если Вы рассмотрели все возможные ответы о выбранной вами компании и убедились, что у нее есть "ров". Рыночная стоимость такой компании со временем также будет набирать "рвы" от конкурентов, поэтому такую компанию следует удерживать как можно дольше и регулярно проверять актуальность "рва".