21 октября 2024
Финансовая грамотность — это твои личные проблемы.
Часть 1 из 2
(Энтони Гольвец)
Часто слышу мнение о том, что у нас низкая финансовая грамотность, и что её поднятием никто не занимается. А как хорошо было бы, что бы ей обучали в школе, в институтах, были определённые курсы и доп. занятия.
Вы серьёзно? Вас должны обучать? Кто должен? А главное зачем?
На сегодняшний момент основная проблема не в отсутствии информации по финансовой грамотности, книг материалов, статей очень много, основная проблема — это лень и жадность людей.
Дело в том, что для получения знаний нужно как минимум читать, а как максимум учиться разбираться в финансовых инструментах. Но, что хочет большинство под словами "Должны учить" и "Нет курсов" - люди подразумевают, что им дадут готовый материал, скажут "делай так-то и так-то” разжуют и положат в рот. Но мы не в детском саду и не в школе, где нас водили за руку разбирали примеры и ставили оценки. Более того, к вопросу финансовой грамотности большинство приходит в зрелом возрасте вместе с пониманием, что нужно в жизни что-то менять, растут доходы и возникает потребность в финансовой безопасности.
Но даже когда человека ведешь за руку, появляется еще больше проблем.
Когда я был помоложе и не таким седым, мне казалось, что я как можно большим людям должен рассказать про возможности, открывающиеся при разумном распределении доходов. И чем обычно это заканчивалось?
В 90% случаев это всё заканчивалось пустой болтовнёй, людям было интересно до тех пор, пока им не подсовывалась книга или материалы, которые он должен изучить самостоятельно, а ещё хуже если их нужно купить.
"Это нужно читать? Это нужно купить?"
С одной стороны у большинства есть желание что-то поменять в своей жизни, но с другой – желанием все и заканчивается. Финансовая грамотность — это не разовое изучение учебника, это постоянный процесс, которым нужно заниматься постоянно. Прочитав одну книгу или посмотрев одно видео человек не станет финансово грамотным и это пугает многих.
Очень много тех, кто считает, что учиться нужно в школе и институте. Выйдя на работу, их жизнь делится на три составляющие: работа, дом и отпуск. Такие люди говорят о нехватке времени на самостоятельное обучение, при этом имеют кучу времени на готовку, уборку, просмотр видео про котиков и т.д. Они даже не задумываются о том, что большинство процессов можно делать одновременно. Выделить 30-40 минут ежедневно может каждый.
Обучение взрослых это тот еще квест. Есть желание, но нет терпения. Есть желание, но нет возможности и времени. Есть желание, но и есть большое самомнение и попробуй убеди человека, что выбранные им финансовые инструменты — это большой риск, и т.д.
Жадность и заниженная ценность знаний.
Почему-то считается, что за информацию не нужно платить, что знания, передаваемые в беседе или по знакомству – это некая бесплатная информация. При этом стоит людям рекомендовать потратить немного денег или времени на изучение материала, как большинство откладывают идею и делают это снова и снова до момента выхода на пенсию и тогда виновными становятся: правительство, ЦБ, чиновники, рептилоиды и т.д.
Ценность в знаниях появляется только в том случае если они получены с трудом. Именно поэтому более ценен опыт, который наработан кровью и потом. Ты знаешь каким образом достались те или иные знания и какова их ценность, но передавая их другим, передаешь свой опыт без трудностей. Для них это халява, которая не имеет никакой ценности. Постоянно встречаю людей, которые считают, что книги не могут ничему научить. Чему может научить кусок бумаги? А это в большинстве своем опыт людей добившихся довольно больших результатов.
#Экономикон