Риск №2: Энергетический кризис и дефицит на рынке сырьевых товаров
Готовимся к 2022 году: главные риски на финансовых рынках
Риск №2: Энергетический кризис и дефицит на рынке сырьевых товаров
Готовимся к 2022 году: главные риски на финансовых рынках
Резкий скачок цен на энергоносители, который произошел осенью, усилил опасения относительно того, что мировая экономика может войти в стадию стагфляции. Насколько эти опасения оправданны и какое влияние энергетический кризис оказывает на сырьевые рынки и конечных потребителей — рассказываем в этом разделе.
Стремительный рост спроса на электроэнергию на фоне восстановления мировой экономики спровоцировал скачок цен на газ этой осенью. Были и более мелкие причины, такие как переход на более экологичную электроэнергию и истощение запасов газа из-за прошлогодних холодов. Тем, кому газа не хватило, пришлось закупать менее экологичные виды топлива, такие как уголь и мазут.
Например, европейские энергокомпании обычно используют больше угля в ответ на высокие цены на газ. Но напомним, что Европа — один из инициаторов строительства глобальной зеленой экономики. Она, как никто, борется с проблемой выбросов парниковых газов в атмосферу и работает над тем, чтобы сократить их объем. Поэтому европейским энергетикам необходимо получать разрешения на увеличение объема выбросов (при сжигании угля больше выбросов, чем при сжигании природного газа). Стоимость этих разрешений уже на рекордных уровнях, а цены на уголь близки к историческим максимумам.
Запасы газа и угля пугающе низки даже в таких крупных экономиках, как Китай и Индия. Уже сейчас во всем мире начинает ощущаться нехватка природного газа.
Нефть тоже в дефиците. С начала года суточный спрос вырос на 6,27 млн баррелей, а предложение — всего на 2,75 млн баррелей. В итоге дефицит предложения в сентябре составил 2,62 млн баррелей в сутки, подсчитало Министерство энергетики США (EIA).
В США суточная добыча вообще сократилась и в сентябре была на 0,5 млн баррелей ниже, чем в начале года. Одна из причин — разрушительные последствия тропического шторма Ида. В свою очередь, страны ОПЕК+ решили наращивать добычу крайне умеренными темпами вплоть до декабря этого года. Все это привело к тому, что в октябре цена на нефть марки Brent впервые с осени 2018-го приблизилась к отметке $85 за баррель.
Дефицит топлива играет на руку нефтегазовым компаниям. Энергетический кризис не только принес им дополнительный доход, но и притормозил зеленую революцию.
Повышенный спрос сформировался по следующим причинам.
Предприятия по производству сжиженного природного газа в США, а также в других крупных газодобывающих странах (Австралия, Катар) работают почти на полную мощность. Расширение заводов возможно. Так, Катар планирует увеличить свои мощности на 50%. Но на это потребуются годы.
Повышенный спрос на газ за последний год привел к значительному сокращению запасов — иными словами, уменьшил предложение на рынке. В 2019 году газа на рынке было много благодаря запуску новых заводов в США. Когда разразилась пандемия и локдаун ограничил спрос, большую часть излишков газа перевезли в хранилища Европы. Они пришлись кстати прошлой зимой, которая была суровой в Северной Азии и Европе.
В этом году запасов природного газа намного меньше. Если в октябре 2020-го хранилища были заполнены на 95%, то сегодня — лишь на 75%.
Международное энергетическое агентство прогнозирует неизбежный рост спроса на природный газ в ближайшие годы. МЭА рассматривает три сценария развития, один из которых учитывает текущую политику правительств по климату, а два других — достижение целей, поставленных правительствами, и достижение околонулевого уровня выбросов газов в атмосферу к 2050 году.
В рамках первого и самого оптимистичного для газовой индустрии сценария спрос на природный газ в этом десятилетии увеличится на 15%, до 4,5 трлн кубометров в год к 2030-му. А к 2050 году — до 5,1 трлн. Потребление газа в промышленности к середине столетия возрастет, и газ по-прежнему будет основным источником энергии для отопления, считают специалисты.
А вот спрос на нефть в долгосрочной перспективе будет снижаться при любом сценарии, и пик может наступить после 2025 года. В рамках самого позитивного сценария максимальный спрос в 104 млн баррелей придется на 2030-е, а затем будет снижаться. В таком случае цена на нефть окажется в диапазоне $60—90 за баррель. То есть потенциала роста с текущих уровней практически нет.
Текущий энергокризис во многом европейский. Но страны еврозоны будут испытывать разную степень его влияния.
Данные МЭА за 2020 год показывают, что среди крупнейших экономик Нидерланды больше всего зависят от природного газа. Они используют газ для выработки 59% электроэнергии. Следом идут Италия с 49% и Великобритания с 36%.
Меньше всего газа использует Швеция — менее 1%. Эта европейская страна много лет инвестирует в возобновляемые источники энергии. У Франции доля газа тоже довольно низкая (около 7%), поскольку она гораздо больше полагается на ядерную энергию (около 66%).
Несмотря на различия в потреблении газа, увеличение его стоимости привело к ускорению инфляции во всех 19 странах еврозоны, по последним данным Евростата. Инфляция достигла 3,4% — это максимум за последние 13 лет. Рост цен в энергетическом секторе разогнался до 17%, тогда как в сентябре 2020-го сектор переживал дефляцию (-8%).
Усложняет ситуацию то, что ЕС в большой степени зависит от внешних поставок природного газа, так как внутреннее производство сокращается. По данным Евростата за 2019 год, 90% газа ЕС закупил.
Крупнейший экспортер газа для Европы с долей более 40% — Россия. На втором месте идет Норвегия. У обоих экспортеров объем добычи в этом году снизился. Ограниченные поставки из России связаны еще и с геополитическим вопросом, ведь газопровод «Северный поток — 2», который фактически уже построен и готов к работе, еще не запущен.
Растущие цены на газ и уголь приводят к удорожанию электроэнергии и бьют по кошелькам граждан. За последний год стоимость электроэнергии взлетела на 35%. Это может негативно сказаться на потребительской активности и темпах восстановления экономики.
В некоторых странах ЕС ситуация уже критична. Например, в Испании цены на энергоносители тесно связаны с оптовым рынком газа, поэтому цена за мегаватт-час для потребителей в последнее время била рекорды. Чтобы хоть как-то защитить потребителя, правительство Испании решило установить лимиты на некоторые тарифы поставщиков коммунальных услуг.
Нет, энергетический кризис — это следствие более глобальной проблемы, связанной с нарушением цепочки поставок в результате пандемии. Перебои в поставках привели к дефициту многих товаров и услуг. Можно подумать, что производства практически за два года коронавирусной реальности должны были уже адаптироваться. Но не все так просто.
Как итог, дефицит некоторых товаров и услуг создает сильное инфляционное давление на всю мировую экономику. Итак, какие же отрасли, помимо энергетической, испытывают дефицит.
Сфера применения полупроводников широка — от смартфонов и компьютеров до военной техники и электромобилей.
В 2019 году полупроводников на рынке стало слишком много, из-за чего некоторые производители стали сокращать инвестиции в расширение производства. Все изменила пандемия, которая доказала необходимость цифровизации бизнеса и запустила новый суперцикл роста спроса на чипы.
Однако нарастить производство полупроводников в ответ на повышенный спрос не так просто из-за сложной и многоэтапной цепочки поставок. К тому же на строительство новых фабрик нужно довольно много времени. Поэтому чипы оказались в дефиците. Среднее время ожидания доставки заказов полупроводниковой продукции выросло практически вдвое в этом году.
Сейчас заказчики чипов один за одним отчитываются о слабых продажах и вынуждены снижать свои цели на производство. Это делают и автопроизводители, и даже один из крупнейших в мире производителей смартфонов — Apple. Компания снизила прогноз по выпуску нового iPhone с 90 млн до 80 млн.
И хотя чипмейкеры анонсируют строительство новых предприятий (например, Taiwan Semiconductor собирается открыть новые заводы на Тайване и в Японии), решения проблемы спроса ожидают не ранее 2023 года. Помощь отрасли собирается оказать Европейский союз, который обеспокоен отставанием от Азии и США и нехваткой чипов для европейских производителей автомобилей, домашней техники и компьютеров. Однако европейская бюрократия работает небыстро, а рабочая сила в Европе стоит недешево. По этим причинам предложение в этом регионе, скорее всего, будет восстанавливаться довольно медленно.
IDC
исследовательская компания
Аналитики прогнозируют, что самый быстрый рост спроса на полупроводники случится в этом году. В дальнейшем они ожидают значительного смягчения цикличности в этой отрасли. Иными словами, таких же провалов в потреблении и производстве, что были раньше и есть сейчас, уже не будет. Заказчики осознают критичность использования чипов, а производители расширяют производство более умеренными темпами.
Мы находим прогноз IDC, который предполагает замедление роста спроса на полупроводники после 2021 года, очень консервативным. Полупроводники являются неотъемлемой частью любых прорывных технологий в наше время. Поэтому верим в более оптимистичные темпы роста спроса после 2021-го.
Локдаун в первые месяцы пандемии вынудил операторов грузоперевозок значительно сократить число перевозок и отправить суда в доки, а персонал — по домам. С целью снизить расходы закрыли также порты, верфи и грузовые склады. Их мобилизация после локдауна проходит медленно, поскольку сохраняется высокая неопределенность относительно перспектив загрузки и развития эпидемиологической ситуации.
Но спрос на потребительские и промышленные товары не падает, особенно с восстановлением экономической активности населения внутри стран. Основным способом доставки грузов между континентами остаются морские перевозки в контейнерах. Китай, который первым начал восстанавливать промышленность, направил товары во все порты мира. В итоге объем контейнерных перевозок из Китая в порты Северной Америки достиг исторического максимума.
Высокий объем поставок товаров при ограниченных принимающих мощностях привел к тому, что в портах скопился рекордный объем грузов и прибывающие загруженные корабли вынуждены простаивать в ожидании пришвартовки и разгрузки. Так, по состоянию на середину октября около 200 тысяч контейнеров стояли в водах около Лос-Анджелеса, ожидая разгрузки, и 25% из них стояли уже 13 дней и более. На разгрузку такого количества судов нужно как минимум две недели, сообщил директор порта Лос-Анджелеса. Выходит, что после аномально высокого импорта товаров, преимущественно из Китая, деятельность американских портов оказалась практически парализованной. Из-за чего темпы импорта начали падать.
Высокий спрос на контейнерные перевозки из Китая спровоцировал рост их стоимости до максимальных уровней. Но рекордная цена вряд ли сохранится надолго, поскольку власти США собираются организовать круглосуточную работу портов на три месяца. Для этого привлекут частные компании (такие как Walmart, FedEx, UPS) и проведут переговоры с международным профсоюзом береговых и складских работников.
Эти меры улучшат ситуацию в США, но полностью не решат проблем с логистикой и инфраструктурой. Следовательно, Китаю будет невыгодно продолжать наращивать экспорт и производство.
Китай — вторая крупнейшая экономика мира, которая уступает по номинальному ВВП только США. Она первой вышла из локдауна и стала единственной крупной экономикой, которая показала рост по итогам 2020 года. Однако в последнее время дела обстоят не так хорошо. В сентябре 2021-го промышленность Китая выросла всего на 3,1% год к году — даже во времена финансового кризиса 2008-го рост был больше. Девелоперы сдали недвижимость площадью на 13,5% меньше, чем год назад. Производство цемента упало на 13%, а стали — на 14,8%. Все это может негативно повлиять на мировые рынки товаров и услуг, сырья и капиталов.
Китай, как и Европа, сильно страдает от энергокризиса, потому что закупает энергоресурсов больше, чем производит. А ведь они нужны для полноценного функционирования экономики, особенно в преддверии зимы. Дефицит электроэнергии, который в целом характерен для Китая, приобрел серьезные масштабы за последние четыре месяца и уже выше среднего значения за три года.
Порядка 70% электроэнергии в Китае все еще генерируют на тепловых электростанциях. При этом они, как и вся китайская экономика, в большинстве своем используют уголь для получения электроэнергии.
Однако Китай предпринимает попытки снизить зависимость от угля, чтобы улучшить экологическую обстановку. По стратегическому замыслу правящей партии, в 2030 году Поднебесная должна пройти пиковый уровень выбросов парниковых газов, а к 2060 году — достичь углеродной нейтральности (околонулевой уровень выбросов).
Поэтому до текущего энергокризиса Китай начал закрывать шахты для добычи угля в рамках экологической повестки. А еще в 2020 году он отказался закупать энергетический уголь и ряд других сырьевых товаров у Австралии на фоне геополитических разногласий. Все это вместе с затоплением шахт в Индонезии (крупнейший поставщик угля для Китая после разрыва сотрудничества с Австралией) привело сначала к дефициту угля, а затем и к дефициту природного газа (как более экологичной альтернативы) и нефти.
Восстановить импорт угля из Австралии сейчас сложно из-за слишком высокой цены, и текущих запасов угля Китаю хватит всего на две недели. Это минимум с 2018 года, и зимой ситуация может усугубиться. Хуже дела идут только у шестой экономики мира — Индии, где текущих запасов угля хватит меньше чем на неделю.
Нехватка угля и других видов топлива в Китае ведет к стагнации производства энергоемкой продукции, такой как алюминий, сталь, цемент (выше писали, что в сентябре оно уже сокращалось в годовом выражении). Например, для производства тонны алюминия требуется около 14 мегаватт-часов — такого объема электроэнергии хватило бы на три года обеспечения одного дома. Поэтому неудивительно, что энергокризис ударил по алюминиевой отрасли Китая. Учитывая, что погодное явление Ла-Нинья, которое сопровождается низкими температурами, приближается к Японии и Китаю, энергокризис, вероятно, будет мучить Поднебесную еще в течение нескольких месяцев.
Сейчас Китай активно работает над возобновлением своих старых шахт по добыче угля. Перед тремя провинциями — Внутренней Монголией, Шаньси и Шэньси — поставили задачу нарастить добычу энергетического угля. Например, во Внутренней Монголии в октябре одобрили возобновление работы 70 угольных шахт.
Конечно, зимний период будет очень тяжелым для Китая и всех глобальных рынков сырья и товаров. Такие перспективы привели к взлету цен на уголь и алюминий до многолетних максимумов. Однако уже сейчас видно, что эти максимумы вряд ли сохранятся надолго. Цены уже отреагировали снижением в ответ на китайские планы увеличить добычу угля и урегулировать цены на сырье.
К тому же зима будет длиться лишь несколько месяцев, а по ее завершении Китай может остаться с крупными запасами угля. Это вернет ситуацию в докризисное положение, и промышленники с радостью воспользуются крупными запасами подешевевшего угля.
Однако пока энергокризис в Китае есть, и он представляет существенную угрозу не только для самой страны, но и для мировых рынков в целом. Дорогая энергия приведет к замедлению роста ВВП Китая и повысит цены для потребителей китайских товаров по всему миру.
Да, такие есть. Спрос на них будет расти по мере строительства зеленой экономики, к которой стремятся все крупные страны и регионы, включая США, Китай и Европу. Новые источники спроса будут носить долгосрочный характер, что существенно изменит отношение инвесторов к этим сырьевым товарам. Теперь вложения в них — это ставка на новый устойчивый тренд потребления и структурное изменение экономик.
Из-за своих свойств этот металл имеет широкую сферу применения в зеленых технологиях — от электрогенераторов на возобновляемых источниках энергии до электромобилей. Например, медь в электрогенераторах повышает эффективность передачи электроэнергии, так как этот металл обладает высокой электро- и теплопроводностью.
Более того, медь можно на 100% переработать и использовать повторно. Так, в Европейском союзе около 50% запасов меди — это переработанные медные отходы и лом.
Но добыча меди тоже имеет колоссальное значение. Чтобы перейти на зеленые технологии и пересесть на электромобили, нужно намного больше меди, чем есть сейчас. Однако увеличить предложение меди на рынке сегодня весьма непросто. Пандемия замедлила переработку вторичной меди, а добыча медной руды на рудниках не растет из-за сильного недоинвестирования. В итоге в ближайшие годы спрос будет расти быстрее предложения, что приведет к дефициту меди.
Уже сейчас запасы этого металла сокращаются на ведущих товарных биржах мира, что провоцирует волатильность котировок.
Goldman Sachs
инвестбанк
На фоне снижения запасов аналитики повысили прогноз цен на медь до $10 500 за тонну до конца 2021 года. Они считают, что добыча меди на пяти крупнейших в мире месторождениях восстановится не ранее второго полугодия
Citi
инвестбанк
Аналитики считают, что в краткосрочной перспективе энергетический кризис будет негативно влиять на глобальные цепочки поставок и снижать спрос на конечную продукцию, для производства которой нужна медь. Поэтому они прогнозируют стоимость меди на конец 2021 года на уровне $8 200 за тонну — это на 22% ниже прогноза от Goldman Sachs.
В любом случае медь — явный бенефициар тренда на экологичные технологии и привлекательный актив для долгосрочных инвестиций. Процесс строительства зеленой экономики не быстрый, ведь для этого нужны крупные капитальные вложения. Государственные и корпоративные планы по улучшению экологии имеют довольно далекие горизонты.
Цены на медь могут скорректироваться в преддверии запуска новых производств в 2023/24 годах.
Но по мере развития зеленой экономики может образоваться новый структурный дефицит начиная с 2025 года. Такие прогнозы дают аналитики Bloomberg Intelligence. Новый дефицит может спровоцировать новый тренд роста цен на медь.
Этот металл необходим для производства аккумуляторов электромобилей.
В свою очередь, электромобили отлично вписываются в зеленую экономику, свободную от выбросов углекислого газа. Их продажи росли даже в кризисный 2020 год, когда традиционный автопром переживал спад. В этом году рост только ускорился. Так, за первые шесть месяцев продажи электрокаров в мире взлетели на 160% год к году, до 2,6 млн штук, — это 26% от всех проданных новых автомобилей. Самые крупные рынки для электромобилей — Китай и Европа. За первое полугодие 2021-го в Китае продали 1,15 млн электрокаров, а в Европе — 1,06 млн. США пока отстают: там продали всего 300 тысяч.
Что касается производства электрокаров, то аналитики EV Volumes прогнозируют его рост практически вдвое в этом году. А к 2030 году оно может увеличиться уже в десять раз, считает производитель лития Albemarle.
С ростом производства электрокаров растет и спрос на литий. По итогам этого года спрос может увеличиться на 26%, до 450 тысяч тонн. При этом объем предложения лития может оказаться на 10 тысяч тонн ниже спроса, подсчитали в Benchmark Mineral Intelligence. То есть мы вновь видим предпосылки для возможного дефицита. Цены на литий с начала года уже подскочили более чем в два раза.
Ростом спроса и цен не могут не воспользоваться ведущие производители лития. Например, Albemarle в партнерстве с Mineral Resources планирует перезапустить замороженный рудник Wodgina в Австралии. Ожидается, что добычу на руднике возобновят в третьем квартале 2022 года.
Поскольку тренд на электромобили носит долгосрочный и устойчивый характер, производители лития имеют крайне высокие перспективы будущего роста.
Больше всего никеля по-прежнему используют для производства нержавеющей стали. Тогда как доля спроса со стороны производителей аккумуляторов для электромобилей все еще довольно низкая.
Но эта доля обещает расти. В прошлом году об экологической привлекательности никеля и его важности для рынка электромобилей говорил Илон Маск, который искал для своей Tesla долгосрочный контракт на поставку никеля.
В этом году инвестфонд Pala Investments, который инвестирует преимущественно в зеленые технологии, подсчитал, что доля спроса на никель со стороны производителей электрокаров вырастет до 10% от общего спроса к 2025 году и до 30% к 2030-му.
Таким образом, развитие индустрии электромобилей может стать главным драйвером роста цен на никель.
При этом спрос на никель со стороны других отраслей (строительство, инженерные сооружения, автомобили, электроника и т. д.) будет сохраняться благодаря свойствам этого металла, таким как жаропрочность, жаростойкость и повышенная механическая прочность.
А еще никелевые сплавы играют важную роль в строительстве солнечных батарей, морских и наземных ветряных станций, морских газодобывающих станций. Таким образом, никель выигрывает от строительства зеленой экономики в разрезе роста спроса не только на электромобили, но и на возобновляемую электроэнергию.
Алюминий, как и медь, можно полностью перерабатывать и повторно использовать для производства новых алюминиевых изделий. Вторичное использование алюминия играет важную роль, так как первичное производство энергозатратно и неэкологично (из добываемых бокситов алюминия производят глинозем, и только из него получают чистый алюминий). По разным оценкам, производство алюминия генерирует 1—2% всех выбросов углекислого газа в мире.
На этом фоне привлекательно выглядит компания Norsk Hydro, которая в производстве алюминия использует электроэнергию, на ⅔ добытую из возобновляемых источников.
В переработке алюминия мировым лидером остается Китай, который по-прежнему генерирует электроэнергию в основном из угля.
Несмотря на довольно грязное происхождение, алюминий широко используют при создании зеленых технологий, в частности электромобилей и инфраструктуры зарядных станций.
Легкость алюминия позволяет снизить вес электромобиля и тем самым снизить уровень энергопотребления — это крайне важно для развития индустрии электрокаров.
Алюминий также активно применяют в традиционном автопроме, который сейчас испытывает не самые простые времена из-за дефицита полупроводников.
По мере решения проблем с перебоями поставок производство автомобилей начнет восстанавливаться, что приведет к росту спроса на алюминий.
Добавим также, что мировой рынок алюминия может стать более фрагментированным из-за действий Китая. В этом году он отменил возврат 13% НДС при экспорте различных металлов. В первую очередь это касалось стали, но в итоге затронуло и алюминий и способствовало росту цен на него.
Однако не стоит забывать о рисках вокруг этого металла. Цены на алюминий в сентябре–октябре этого года взлетели до максимумов с 2008-го из-за энергетического кризиса в Китае. Серьезность кризиса могла быть преувеличена, о чем говорит довольно быстрая коррекция цен. Но они все еще намного выше прошлогодних значений. Останутся ли они на столь высоком уровне или нет, будет зависеть от китайских властей и восстановления мировых цепочек поставок.
J.P. Morgan
инвестбанк
Цены на алюминий на Лондонской бирже могут достигнуть $3 350 за тонну в 2022 году, если:
Если же ситуация будет обратной, то стоимость алюминия может снизиться до $2 500 за тонну.
Ну и что?
Мы считаем, что текущий энергетический кризис может замедлить восстановление экономик после пандемии и стать главной причиной разгона инфляции.
Вместе с тем мы не верим, что цены на большинство сырьевых товаров, которые из-за энергокризиса подскочили до многолетних максимумов, останутся на столь высоких уровнях надолго. В 2022 году ситуация должна нормализоваться, а цены — снизиться. Этому будет способствовать решение проблем в мировых цепочках поставок, а также достижение баланса спроса и предложения.
Текущие цены на энергоносители выглядят крайне неустойчивыми и завышенными. Мы ожидаем их снижения на длинном горизонте как минимум ввиду зеленой повестки. Хотя признаем, что в краткосрочной перспективе они могут подняться еще выше, если зима будет и вправду аномально холодной и дефицит сохранится.
Среди материалов долгосрочные перспективы роста есть только у тех, что находят применение в зеленых технологиях. Речь о меди, алюминии, никеле, литии.
Стратегию подготовили
Кирилл Комаров
Руководитель отдела инвестиционного консультирования
Евгений Дорофеев
Руководитель отдела инвестиционных продуктов для состоятельных клиентов
Алдар Цыбиков
Старший аналитик
Павел Пивоваров
Старший аналитик
Андрей Опарин
Заместитель руководителя отдела инвестиционного консультирования
Михаил Иванов
Кредитный аналитик
Ляйсян Хусяинова
Старший аналитик