Риск №4: Китайские регуляторы и дефолты
Готовимся к 2022 году: главные риски на финансовых рынках
Риск №4: Китайские регуляторы и дефолты
Готовимся к 2022 году: главные риски на финансовых рынках
Кризис на рынке недвижимости Китая в этом году начался с информации о потенциальном банкротстве крупнейшего застройщика страны — China Evergrande. Позже несколько других крупных девелоперов из первой десятки заявили о проблемах с обслуживанием долга. Инвесторы начали беспокоиться, что проблемы Evergrande могут быть только верхушкой айсберга, а некоторые стали проводить параллели с банкротством американской компании Lehman Brothers, с которого начался мировой финансовый кризис в 2008 году.
Напомним, что в 2020 году в Китае ужесточили регулирование деятельности застройщиков. Властей обеспокоила большая долговая нагрузка на рынке недвижимости, которая создавала потенциальные системные риски для экономики страны.
Были введены правила «трех красных линий», которые устанавливали ограничения по следующим финансовым показателям:
По данным Financial Times, в начале октября 2021 года половина девелоперских компаний в Китае нарушили как минимум одно из перечисленных правил.
Также в июле этого года более чем в десяти городах Китая ввели новые ограничения с целью замедлить рост цен на недвижимость. В результате чего финансирование сегмента и его продажи упали. Только в сентябре продажи недвижимости по всей стране рухнули на 20—30% год к году.
К началу ноября часть крупных эмитентов в китайском сегменте недвижимости находилась на грани дефолта (например, China Evergrande, Kaisa), а другая часть уже столкнулась с ним по еврооблигациям, хотя имела достаточно средств на балансе, чтобы осуществить выплаты (Fantasia, Modern Land и Sinic). Крупные азиатские фонды, которые вкладывают в китайские высокодоходные облигации, с середины лета упали уже более чем на 18—20%.
Сейчас общий объем обязательств China Evergrande составляет около $300 млрд, а общий объем обязательств китайских девелоперов — порядка $4,7 трлн. Однако под риском дефолта находится только $575 млрд, подсчитали аналитики UBS, проведя анализ ликвидности отдельных компаний.
Аналитики также проанализировали, насколько риски дефолтов среди девелоперов существенны для экономики Китая, и ответили на вопрос, сможет ли потенциальная волна банкротств китайских девелоперов спровоцировать эффект домино, как это было с банкротством Lehman Brothers в 2008 году. По их мнению, повторения эффекта домино не будет, потому что текущий кризис менее системный по своей природе. В поддержку своей гипотезы они приводят следующие аргументы.
МВФ также считает, что в арсенале китайских властей есть инструменты, которые помогут не допустить превращения этого кризиса в системный. Добавил уверенности в этом и Народный банк Китая. Регулятор заявил, что распространение кризиса Evergrande на финансовую систему поддается контролю.
Однако, даже если волна дефолтов китайских застройщиков пройдет под контролем государства, она в любом случае окажет негативный эффект как на экономику Китая, так и на международные рынки. В первую очередь могут пострадать банки, которые кредитуют проблемных девелоперов, а также их поставщики и подрядчики, инвесторы и население страны, которое уже пострадало от обвала цен на недвижимость. Аналитики ждут, что китайские власти окажут им поддержку, ведь рынок недвижимости крайне важен для Китая (около 30% ВВП) и его возможное падение несет риски для финансовой стабильности страны. Какого рода будет эта поддержка, пока сказать сложно.
UBS
инвестбанк
Возможные негативные последствия дефолтов китайских девелоперов для экономики Китая и его партнеров: падение цен на недвижимость, снижение экономической активности и торговли, падение потребительской активности, падение цен на сырьевые товары, которые применяют в строительной отрасли, из-за сокращения объемов строительства (прежде всего речь идет о стали, алюминии и меди), замедление экономического роста.
Удар придется и по странам, которые экспортируют сырье в Китай. К ним относятся Австралия, Индонезия, Япония, Россия и Бразилия. Экономический рост может замедлиться во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Возможные негативные последствия для международных рынков: снижение аппетита инвесторов к риску, что может привести к распродажам на азиатских и международных рынках, падение юаня и валют развивающихся рынков и вместе с тем укрепление доллара США к мировым валютам.
Назревающий кризис на рынке недвижимости Китая спровоцировал падение номинальной стоимости долларовых облигаций китайских девелоперов на $30 млрд с середины августа. При этом китайские регуляторы по-прежнему отказываются смягчать правила для девелоперов, а также пока не торопятся смягчать монетарную политику.
Во второй половине октября China Evergrande удалось временно избежать дефолта за счет выплаты купона по еврооблигациям в конце тридцатидневного грейс-периода. Но в ноябре компания вновь пропустила выплаты по двум выпускам еврооблигаций, из-за чего стартовал второй тридцатидневный грейс-период. До его окончания девелопер должен успеть осуществить выплаты, иначе случится дефолт. Новость о выплате купона в октябре лишь немного поддержала стоимость облигаций Evergrande, потому что инвесторы по-прежнему уверены, что китайский девелопер будет вынужден реструктуризировать свои обязательства. Например, еврооблигации Evergrande с погашением в 2025 году по-прежнему торгуются по 22—25% от номинала.
Еще до истории с Evergrande мы рекомендовали воздержаться от покупки бумаг китайских девелоперов, отмечая ужесточение регулирования их деятельности и их высокую закредитованность.
Дополнительные риски на китайском рынке облигаций — большая доля внебалансовых обязательств и слабое публичное раскрытие финансовой информации, что ограничивает возможность оценить потенциал восстановления компании в случае серьезного финансового шока. Более того, ряд эмитентов может отказаться от выплат по внешним обязательствам в пользу внутренних и реструктуризировать внешний долг (как это сделала компания Fantasia, создав небывалый прецедент на рынках).
Мы по-прежнему сохраняем негативный взгляд на китайские еврооблигации и считаем, что волатильность в этом сегменте активов будет оставаться высокой, а эмитенты на фоне проблем с ликвидностью могут столкнуться с необходимостью реструктуризировать обязательства.
За последний год правительство Китая приняло ряд серьезных мер по урегулированию IT-сектора. Меры затронули многие компании и сильно повлияли на их рыночную капитализацию. Причем пострадали и китайские IT-мейджоры, и более мелкие игроки.
С чем связано резкое ужесточение регулирования?
Доминирование IT-гигантов. Правящую партию обеспокоило, что они используют свое рыночное положение и не дают развиваться более молодым игрокам. Их сервисы стали неотъемлемой частью жизни большинства граждан, благодаря чему они получили существенную власть и возможность влиять на общество и экономику.
Риск утечки персональных данных китайских граждан за рубеж. Крупнейшей жертвой борьбы китайских регуляторов с потенциальными утечками данных стал агрегатор такси DiDi. Работу его мобильного приложения приостановили через два дня после IPO компании.
Беспорядочное увеличение капитала за счет общества.
Перечисленные выше случаи на текущий момент были самыми крупными и известными, но помимо них сейчас можно выделить 19 различных отраслей, затронутых ужесточением регулирования в Китае — начиная от финтех-компаний, заканчивая майнерами криптовалюты и игорными заведениями.
Пока правящая партия Китая продолжает давить на бизнес, и сложно прогнозировать, когда это давление точно закончится. Но уже сейчас понятно, что она не стремится разрушить бизнес, а хочет лишь контролировать правила игры и сделать их справедливыми.
Больше всего ужесточение регулирования ударило по более мелким игрокам (например, по компаниям из сферы онлайн-образования). Меры, которые были приняты против крупных мейджоров, таких как Tencent, Alibaba и Meituan, несильно ударили по их деятельности.
Штрафы в отношении Alibaba и Meituan в абсолютном выражении хоть и крупные, но в масштабах бизнеса этих компаний не столь существенны — 4% от годовой выручки у Alibaba и 3% от годовой выручки у Meituan. При этом бизнес этих компаний продолжает расти. Они сохраняют лидерские позиции в своих отраслях благодаря мощным платформам и сильным фундаментальным показателям, рост которых не остановится даже из-за крупных штрафов.
Акции этих компаний сейчас стоят на порядок дешевле, чем стоили раньше, до начала ужесточения регулирования китайского рынка. Если раньше они торговались с премией относительно американских IT (индекса Nasdaq) из-за более высоких темпов роста бизнеса, то сейчас они торгуются с существенным дисконтом и по более низким мультипликаторам относительно своих исторических уровней.
Ну и что?
Риски на рынке недвижимости Китая реальны, но некритичны для экономики Китая. Скорее всего, пострадает только сам рынок недвижимости, а последствия для остальной экономики будут не столь существенны.
Мы сохраняем негативный взгляд на еврооблигации китайских девелоперов. Многие находятся на грани дефолта.
Мы считаем, что текущие цены акций Tencent, Alibaba, Meituan и других китайских IT-компаний уже учитывают регуляторный риск. Их текущие оценки предполагают достаточно высокий дисконт за неопределенность вокруг дальнейших действий регуляторов. Поэтому потенциал дальнейшего снижения котировок китайского IT ограничен. Это дает им преимущество относительно акций американского технологического сектора.
Стратегию подготовили
Кирилл Комаров
Руководитель отдела инвестиционного консультирования
Евгений Дорофеев
Руководитель отдела инвестиционных продуктов для состоятельных клиентов
Алдар Цыбиков
Старший аналитик
Павел Пивоваров
Старший аналитик
Андрей Опарин
Заместитель руководителя отдела инвестиционного консультирования
Михаил Иванов
Кредитный аналитик
Ляйсян Хусяинова
Старший аналитик