Почему это IPO может быть интересно?
Согласно прогнозу в недавнем исследовании Б1, в течение следующих пяти лет российский рынок каршеринга будет расти в среднем на 40% в год и в
Каршеринг становится неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города и совмещает в себе преимущества разных видов транспорта.
При этом по объему годовых расходов каршеринг обходится пользователю в среднем почти вдвое дешевле такси и почти в пять раз дешевле личного автомобиля. Дальнейший рост годовых расходов на использование собственного автомобиля и такси будет повышать привлекательность каршеринга для населения.
Сервис каршеринга позволяет улучшать качество жизни в городах за счет уменьшения нагрузки на городскую транспортную сеть и эффективного использования парковок. Такой социальный аспект бизнеса ценится и поддерживается на государственном уровне.
Из исследования Б1 следует, что пользователи автомобилей постепенно отказываются от личного транспорта, предпочитая каршеринг.
По оценкам Б1, в 2022 году Делимобиль продолжил укреплять лидерство на российском рынке каршеринга как по размеру автопарка, так и по числу поездок. Так, доля рынка Делимобиля в Москве по количеству поездок в
На конец третьего квартала 2023 года автопарк Делимобиля насчитывал 24,2 тысячи автомобилей. При этом сервис функционирует в десяти городах России (больше, чем у любого другого конкурента).
Приложение Делимобиля является самым скачиваемым среди приложений сервисов каршеринга. Оно насчитывает 9,3 млн пользователей и 500 тысяч активных пользователей в месяц.
Среди российских операторов каршеринга Делимобиль предлагает самую широкую сетку тарифов, которая адаптируется под различные запросы пользователей.
Инженеры компании разработали собственную облачную масштабируемую
В рамках сервисной инфраструктуры Делимобиля работают 600 сотрудников, девять сервисных центров общей площадью 24,4 км², которые обеспечивают полный цикл обслуживания автомобилей (ремонт, мойка и т. д.), а также специализированные
Для поддержки данной инфраструктуры компания разработала собственное приложение — Guido. Оно обеспечивает эффективное управление парком, в частности распределяет задания между сотрудниками.
За девять месяцев 2023 года выручка компании выросла на 31%
Компания прошла путь от валового убытка в 2020 году до рентабельности по валовой прибыли на уровне 34% по итогам девяти месяцев 2023 года. Отметим, что за последний отчетный период (девять месяцев
EBITDA за последний отчетный период выросла еще значительнее — на 74%
Более того, после убытков три года подряд Делимобиль наконец показал чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей за девять месяцев
Основными драйверами дальнейшего роста компании являются наращивание доли рынка в текущих городах присутствия и выход в новые города России с населением более 500 тысяч человек. Компания планирует запускать свой сервис в
Показатели рентабельности будут расти по мере расширения бизнеса за счет эффекта масштаба. Мы ждем, что на среднесрочном горизонте рентабельность по EBITDA составит в среднем 42%.
Кроме того, Делимобиль планирует развивать новые сегменты бизнеса (долгосрочная аренда,
Акции Делимобиля могут быть интересны и с точки зрения дивидендов. Дивидендная политика компании подразумевает распределение не менее 50% чистой прибыли в виде дивидендов с выплатой дважды в год, если долговая нагрузка будет оставаться на комфортном уровне (чистый
С чего все начиналось
В Москве запущен сервис поминутной аренды автомобилей под брендом Делимобиль. Сервис включал всего 100 автомобилей с возможностью перемещения в пределах Третьего транспортного кольца.
Делимобиль расширил автопарк уже до 900 машин и вместе с тем повысил экспертизу в обслуживании автомобилей. Более того, компания добилась повышения утилизации автопарка за счет использования новой тарификации. Например, добавила утренний тариф с фиксированной ставкой, а затем и возможность суточной аренды.
К этому моменту автопарк компании насчитывал две тысячи автомобилей, а география присутствия сервиса расширилась до четырех городов. Делимобиль запустил собственную инфраструктуру управления автопарком, что повысило эффективность бизнеса. Кроме того, сервис добавил возможность регистрации через приложение без необходимости посещать офис или вызывать курьера.
Люксембургский холдинг Delimobil Holding S.A., который владел 100% ООО «Каршеринг Руссия», заключил сделку по покупке первого в Москве каршеринга Anytime. Компания сохранила бренд Anytime, который стал больше фокусироваться на автомобилях среднего класса и премиальных авто. Автопарк под брендом Делимобиль к
Делимобиль разработал собственное программное обеспечение и запустил приложение Guido для управления автопарком. Так, в этом приложении фиксируются все задания, необходимые для обслуживания автомобиля, которые могут выполнять зарегистрированные сотрудники. К концу
С началом пандемии компания была вынуждена приостановить работу сервиса на два месяца, поэтому 2020 год выдался непростым. Но Делимобиль нашел решение, сместив фокус на доставку и предложив свой автопарк ритейлерам и дарксторам. Параллельно компания продолжила наращивать мощности сервиса каршеринга, увеличив автопарк до 14 тысяч автомобилей, а географию присутствия до девяти городов.
К тому же компания запустила ряд важных и ключевых проектов.
Компания заняла лидерские позиции на рынке каршеринга в Москве по количеству поездок. Автопарк компании продолжал расти и насчитывал уже 19,3 тысячи машин, включая грузовые автомобили. Охват сервиса расширился до десяти городов России.
Делимобиль успешно разместил дебютный выпуск облигаций, что повысило прозрачность компании для инвесторов. В автопарке появились электромобили и новая категория с премиальными моделями — Стиль. Компания модернизировала тарифную сетку, расширив количество доступных опций для клиентов.
За первые девять месяцев
За девять лет существования Делимобиль вырос из московского сервиса каршеринга с сотней авто в федеральную сеть, которая охватывает десять городов России и предлагает в аренду более 24 тысяч автомобилей. На конец 2022 года рыночная доля компании в столице достигла 50%. При этом Делимобиль смог не только масштабировать бизнес, но и повысить его эффективность. Об этом говорит значительная чистая прибыль за последний отчетный период.
Рынок каршеринга
Согласно индустриальному отчету Б1, рынок каршеринга в России на конец 2022 года оценивался в 33 млрд рублей. Другими словами, все игроки рынка получили в сумме 33 млрд рублей выручки за
Мощному росту рынка будет способствовать несколько ключевых факторов.
Согласно ноябрьской статистике Росстата, в третьем квартале
Согласно СберИндексу, с апреля 2021 года наблюдается рост потребительских расходов на все категории товаров и услуг, за исключением небольшого падения в первом квартале
Рост доходов населения и улучшение потребительской активности увеличивают спрос на товары и услуги. При этом высокие процентные ставки в экономике охладят потребительское кредитование, в том числе спрос на автокредиты. Это повысит привлекательность каршеринга для населения.
Потенциальные пользователи сервисов каршеринга — это жители крупных городов (население более 500 тысяч человек) в возрасте от 18 до 64 лет. Среди 29,9 млн взрослых жителей крупных городов около 50—60% людей имеют водительское удостоверение. Таким образом, целевая аудитория сервисов каршеринга оценивается в 15—18 млн человек. При этом на конец
Международный опыт также показывает, что уровень проникновения каршеринга в российских городах может быть выше. Под уровнем проникновения понимается количество автомобилей каршеринга на одну тысячу человек.
Ожидается, что в России автопарк сервисов каршеринга будет расти как в новых городах, так и в городах, в которых сервисы уже представлены. Все это увеличит доступность сервисов и повысит эффективность управления автопарком.
На среднесрочном горизонте проникновение сервисов каршеринга в России может увеличиться как минимум в
Согласно расчетам, проведенным в 2023 году компанией Б1, по объему годовых расходов каршеринг обходится пользователю в среднем в 1,7 раза дешевле такси и в 4,6 раза дешевле личного автомобиля. В исследовании учитывали обычные ежедневные поездки на Hyundai Solaris из дома на работу и обратно. В расходы на владение личным автомобилем были включены затраты на топливо, парковку, ТО, страхование, амортизацию и прочее.
В дальнейшем ожидается, что годовые расходы на личный автомобиль будут расти. На это будет влиять:
Владение личным транспортом сопряжено с рядом других трудностей.
1. Требуются значительные финансовые вложения перед началом использования.
2. Необходимо самостоятельно обслуживать авто, в том числе осуществлять ремонт, замену запчастей, мойку и пр.
3. Личный автомобиль сложнее сочетать с другими видами транспорта. Например, затруднительно оставить машину в центре города
Мы собрали статистику по среднему чеку клиентов Т‑Банка на услуги такси на основе транзакций по их картам. Отметим, что результаты анализа данной выборки могут немного отличаться от истинных, но количества транзакций достаточно, чтобы на него опираться. Например, среднее ежемесячное количество транзакций в сервисе Яндекс Такси составляет 10,5 млн. Добавим, что динамика цен Ситимобила значительно отличается от таковой у конкурентов во втором полугодии
На графиках видно, что со второго полугодия
Рост цен на услуги такси повышает привлекательность сервисов каршеринга для пользователей, ведь они позволяют при меньшей стоимости получить конфиденциальность во время поездки и сопоставимый уровень комфорта.
Каршеринг становится неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города и совмещает в себе преимущества разных видов транспорта.
1. Комфортен так же, как и личный автомобиль, при этом не требует от пользователя значительных финансовых вложений и регулярного обслуживания авто.
2. Предлагает пользователю обновленный автопарк (например, средний возраст автопарка Делимобиля составляет 2,8 года, а средний возраст всего автопарка российских сервисов каршеринга составляет 14 лет).
3. Отличается приватностью и конфиденциальностью во время поездки в отличие от такси, а также позволяет пользователю выбрать понравившийся автомобиль под любую жизненную ситуацию. Кроме того, дальность возможной поездки на каршеринге значительно больше, чем на такси.
4. Шаговая доступность, как у такси или общественного транспорта. При этом каршеринг доступен еще и круглосуточно, а вот доступность общественного транспорта в позднее время, как правило, снижается. К тому же каршеринг доступен круглый год, тогда как поездки на самокатах или велосипедах возможны только в более теплое время года.
Стоит добавить, что каршеринг требует от пользователя иметь водительские права и находиться в трезвом состоянии в отличие от общественного транспорта, такси и самокатов.
Таким образом, сервисы каршеринга предлагают пользователю выгодное соотношение стоимости и комфорта поездки.
Одна из самых важных функций каршеринга — это разгрузка городской транспортной сети. По данным Делимобиля, один автомобиль каршеринга заменяет
Именно поэтому правительство Москвы поддерживает сервисы каршеринга.
1. Льготная парковка
На данный момент действуют льготы до 90% на парковочные разрешения для автомобилей каршеринга. Хотя размер льготы может быть сокращен, мы не видим предпосылок для их отмены. Более того, московские власти увеличили срок действия льготных парковочных разрешений с трех до четырех лет. Предельный возраст автомобиля каршеринга, на который можно оформлять парковочные разрешения, тоже повышен — до двух лет (ранее был до года).
2. Частичная компенсация сервисам каршеринга процентных платежей по лизинговым обязательствам и расходам на покупку автомобилей
Ежегодно Москва выделяет 450 млн рублей для поддержки московских операторов такси и каршеринга. В 2022 году размер поддержки достиг 900 млн рублей.
Сервисы каршеринга позволяют улучшать качество жизни в городах за счет уменьшения нагрузки на городскую транспортную сеть и эффективного использования парковок. Такой социальный аспект бизнеса ценится и поддерживается на государственном уровне.
В рамках исследования компания Б1 провела идентичные опросы среди участников в 2020 и 2023 годах. Результаты этих опросов позволяют отследить изменение предпочтений пользователей.
Так, в 2023 году процент опрошенных, которые приобретали автомобиль за последние пять лет, сократилось с 86% до 83% от всей выборки.
Доля респондентов, которые пока не планируют приобретать личный автомобиль, увеличилась почти в пять раз. При этом планы на покупку машины стали более долгосрочными.
Дополнительно у респондентов уточнили, какие виды транспорта они предпочитают при перемещении в крупных городах. Участники могли выбрать несколько вариантов ответа. За три года заметна отрицательная динамика в предпочтении личного автомобиля. В относительном исчислении предпочтение каршеринга выросло больше всего — на 38% (с 8% до 11%).
Россияне в крупных городах постепенно отказываются от личного транспорта в пользу модели совместной мобильности.
1. Запуск бизнеса каршеринга требует существенных капитальных вложений для формирования автопарка и инфраструктуры
Операторы сервисов каршеринга обычно заказывают автомобили напрямую у производителей, но количество автомобилей, которое производители реализуют для каршеринга, ограничено. Поэтому даже при наличии значительных денежных ресурсов запуск масштабной сети каршеринга в короткие сроки невозможен.
2. Далее необходимы значительные временные и финансовые ресурсы для формирования клиентской базы
Особенно сложно привлекать клиентов за счет низких тарифов, поскольку крупные игроки могут себе позволить предлагать пользователю оптимальные тарифы за счет эффекта масштаба.
3. Кроме того, лояльность клиентов определяется уровнем доступности сервиса
Чем меньше времени пользователь тратит на поиск автомобиля, тем лояльнее он будет к сервису. Поэтому для формирования базы активных пользователей требуется значительный автопарк, сопоставимый с автопарком конкурентов.
4. Масштабная сеть каршеринга — это не только большой парк автомобилей
Но и развитая
Высокие барьеры входа ограничивают появление большого количества новых игроков на рынке каршеринга, что снижает уровень конкуренции и давление на рентабельность бизнеса действующих игроков.
На российском рынке каршеринга работает 18 игроков. Ключевые из них —
Делимобиль
Яндекс Драйв
Ситидрайв
BelkaCar
По подсчетам Б1, в 2022 году Делимобиль был лидером как по количеству автомобилей в парке, так и по числу поездок.
Что касается столицы, то Делимобиль занимает половину московского рынка по количеству поездок (по данным за 2020–2022 гг.).
Еще одно важное преимущество Делимобиля — широкий охват. Сервис работает уже в десяти городах России, что существенно больше, чем у конкурентов.
Также отметим, что Делимобиль — единственный сервис каршеринга среди российских, который можно использовать водителям с 18 лет без стажа.
Возникает логичный вопрос, переходят ли клиенты на другой сервис при достижении требуемого возраста и стажа. Если посмотреть на среднюю выручку Делимобиля на одного пользователя, то она увеличивается каждый последующий год использования сервиса. Например, клиенты, которые начали использовать сервис в
Теперь посмотрим на статистику на основе транзакций клиентов Т‑Банка за последние 35 месяцев. Мы проанализировали, как ежемесячно менялись предпочтения клиентов при выборе сервиса каршеринга. Выбор определенного сервиса означает, что клиент направил на него более 50% всех расходов на каршеринг за месяц. Из таблицы видно, что в среднем 83% всех клиентов, которые использовали Делимобиль в прошлом месяце, продолжали использовать данный сервис в следующем месяце. Такая доля удержания клиентов является самой высокой среди операторов сервисов каршеринга, что частично может быть связано с присутствием Делимобиля в большем количестве городов. Например, в среднем 12% пользователей BelkaCar и 10% Яндекс Драйва переходят на Делимобиль в следующем месяце использования каршеринга.
Делимобиль стремится соответствовать предпочтениям широкой базы пользователей и постоянно работает над своим сервисом. Основной вклад в положительный клиентский опыт вносит наращивание автопарка и расширение географического покрытия, что дает пользователю возможность быстро находить автомобиль. Автопарк компании состоит из разных категорий, но большая доля приходится на оптимальные сегменты «эконом» и «комфорт». При этом у клиентов сохраняется возможность арендовать машину
Для эффективной работы с пользователями компания интегрирует индивидуальный подход.
1. Широкий выбор тарифов
Делимобиль предлагает как поминутные виды тарифов, так и фиксированные. Всего компания предлагает на выбор восемь различных тарифов, что представляет собой самую широкую тарифную сетку среди конкурентов. Например, можно выбрать тариф Деликтур для поездок в другие города или тариф Фикс для поездок по заранее известной цене.
2. Персональные предложения
Клиенты Делимобиля платят разную цену за один и тот же тариф в зависимости от своего рейтинга и времени использования сервиса. Рейтинг пользователя формируется на основе стиля вождения и дисциплины. Например, чем меньше штрафов получает пользователь, тем лучше у него рейтинг и тем выгоднее для него условия. Такой метод стимулирует более спокойную манеру вождения, что снижает количество нарушений на дорогах. Если клиент достаточно часто пользуется услугами Делимобиля, то он может получить скидку до 15% в рамках программы Накатайка на следующий месяц.
3. Динамическое ценообразование
Оно позволяет рассчитывать наиболее оптимальную цену, которая формируется на основе спроса и предложения в той или иной локации. Компания использует данную модель ценообразования, чтобы повысить рентабельность бизнеса.
Эффективная работа с предложением позволяет Делимобилю увеличивать уровень утилизации автопарка и повышать лояльность пользователей.
У Делимобиля широкий набор категорий среди пользователей. Среди них активные городские жители, автолюбители, студенты, любители туризма и офисные сотрудники. Большую долю пользователей составляют мужчины. Наиболее популярная возрастная категория — от 36 до 45 лет.
Для повышения удобства пользования сервисом компания разработала интуитивно понятное мобильное приложение, которое обеспечивает весь необходимый функционал.
Быстрая и понятная регистрация с подтверждением личности
При этом у компании не было проблем с утечкой персональных данных.
Легкий поиск автомобиля
Все доступные машины сервиса отображаются на карте. Более того, приложение сервиса строит оптимальный маршрут до автомобиля.
Бронь автомобиля и доступ к нему через приложение
В приложении можно ознакомиться с актуальными ценами, забронировать автомобиль на 15 минут и получить доступ к нему.
Фиксация состояния автомобиля перед началом поездки с помощью приложения
Пользователь осматривает автомобиль и направляет фотоотчет с ключевыми частями.
Более того, Делимобиль обеспечивает эффективный сервис поддержки пользователей, который помогает решать спорные вопросы и получать обратную связь от клиентов. Основной принцип Делимобиля в общении с клиентами — персональный подход к пользователям и отсутствие скриптов. Согласно статистике компании, 91,5% пользователей удовлетворены качеством обратной связи.
Высокий уровень персонализации сервиса позволяет компании повышать уровень вовлеченности клиентов и охватывать широкую выборку категорий пользователей. Удобное мобильное приложение и сервис поддержки обеспечивают полный цикл обслуживания пользователя и улучшают клиентский опыт.
В рамках сервисной инфраструктуры Делимобиля работают 600 сотрудников и девять сервисных центров общей площадью 24,4 км², которые обеспечивают полный цикл обслуживания автомобилей. Такая сеть обслуживания автопарка уникальна для российского рынка каршеринга.
1. После покупки автомобиля компании необходимо интегрировать его в свою экосистему каршеринга с помощью оклейки, установки модулей с технологией интернета вещей (
2. В процессе использования машин мастера компании на месте или в сервисном центре осуществляют ремонт, техническое обслуживание (ТО), мойку и заправку.
Такая эффективная сеть обслуживания автопарка позволяет Делимобилю осуществлять:
600 ремонтов в день
И возвращать автомобиль в строй в течение суток;
2000 моек в день
За счет оптимизации графика на основе анализа данных, передаваемых с
5000 заправок в день
За счет отслеживания уровня топлива при помощи
Для поддержки сервисной системы Делимобиль разработал собственное приложение Guido, которое помогает эффективно распределять задания между сотрудниками и отслеживать жизненный цикл каждого автомобиля.
В основе всего сервиса Делимобиля лежат
1. Система динамического ценообразования возможна благодаря анализу больших объемов данных, которые включают информацию об уровне спроса, доступности автопарка, погодных условиях, рейтинге пользователя, загруженности дорог и прочем.
2. В каждом автомобиле установлены телематические системы, которые непрерывно отправляют статус основных составляющих автомобиля на технологическую платформу. Это позволяет сотрудникам сервиса оперативно реагировать на любые неисправности и максимизировать процент доступности автопарка.
3. Интеллектуальная система предотвращения вождения в нетрезвом состоянии снижает вероятность ДТП.
4. Технологии машинного обучения формируют рейтинг пользователя на основе анализа манеры его вождения.
Отдельно стоит отметить, что разработанные алгоритмы компании позволяют качественно идентифицировать водителей перед началом поездки, что предотвращает риск управления автомобилем под чужой учетной записью.
Сильная
Делимобиль владеет не только крупнейшим автопарком среди сервисов каршеринга, но и широким набором
С 2020 года размер автопарка Делимобиля вырос почти вдвое — с 14,2 тысячи до 24,2 тысячи автомобилей по итогам девяти месяцев
Мы ждем, что по итогам 2024 года размер автопарка превысит 32 тысячи автомобилей и на среднесрочном горизонте будет расти в среднем на 15% в год.
В 2022 году этот операционный показатель немного снизился
Мы ждем, что по итогам 2024 года количество проданных минут составит около 2 300 млн и на среднесрочном горизонте будет увеличиваться в среднем на 26% в год.
Выручка компании преимущественно состоит из доходов от услуг каршеринга — на их долю приходится около 81% всей выручки. Выручка также включает:
Последнее время рост выручки Делимобиля опережает динамику количества проданных минут. Так, в 2022 году выручка сервиса выросла на 22%
Мы ждем, что по итогам 2024 года выручка Делимобиля вырастет на 50%
Такому стремительному росту выручки будут способствовать следующие факторы:
Основные составляющие в структуре себестоимости — это расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, а также затраты на топливо. На графике видно, что Делимобилю удается постепенно снижать долю себестоимости от выручки благодаря эффекту масштаба и повышению эффективности бизнеса. Снижение расходов на амортизацию связано с переходом компании на оценку автомобилей по исторической балансовой стоимости.
Исторически у компании достаточно низкие капитальные затраты, поскольку она приобретает автомобили в лизинг. Капитальные затраты требуются в основном для открытия сервисных центров и оплаты
Мы ждем, что в ближайшие два года компания инвестирует в основные средства 4,5—5,0 млрд рублей в год, а затем снизит капитальные затраты до 2 млрд рублей в год.
Еще в 2020 году компании приходилось фиксировать убытки. Отсюда итоги девяти месяцев
Мы ждем, что на среднесрочном горизонте валовая прибыль будет расти на 37% в год, а рентабельность по этому показателю составит в среднем 35%.
По итогам девяти месяцев 2023 года компания достигла рекордной рентабельности по EBITDA в размере 31%. При этом рост EBITDA за этот период составил 74% г/г. Такие результаты стали возможны благодаря:
Отметим, что EBITDA компании превышает валовую прибыль
Мы ждем, что на среднесрочном горизонте EBITDA будет расти на 44% в год, а рентабельность по этому показателю составит в среднем 42%.
Последние три года компания отчитывалась об убытках, но за девять месяцев
Мы ждем, что на среднесрочном горизонте чистая прибыль будет расти на 55% в год, а рентабельность по этому показателю составит в среднем 16%.
Около 40% долга Делимобиля приходится на лизинговые обязательства. Во время заключения контракта с лизингодателем автомобили учитываются на балансе в качестве внеоборотного актива. Первоначальный взнос по контракту околонулевой, а ставка лизинга в среднем на 3 п. п. выше ключевой ставки ЦБ. С 2023 года Делимобиль заключает лизинговые контракты на четыре года, и после выкупа автомобиля у лизингодателя автомобиль переходит в собственность компании. Далее Делимобиль использует авто еще в течение двух лет. А уже после продает его в среднем за 40% от текущей стоимости нового авто такой же марки. Таким образом, Делимобиль использует автомобили в течение шести лет — за этот период пробег автомобиля составляет уже около 200—240 тысяч километров. Компания заключает лизинговые контракты в рублях, что снижает чувствительность ее обязательств к валютной переоценке. При этом в случае ослабления рубля стоимость автомобилей на балансе компании увеличивается.
Делимобиль постепенно снижает уровень долговой нагрузки. На конец третьего квартала 2023 года коэффициент чистый
Мы ждем, что на среднесрочном горизонте компании удастся снизить долговую нагрузку (чистый
Компания планирует нарастить свою долю в текущих городах присутствия и выйти в новые города России с населением более 500 тысяч человек. В России насчитывается 36 таких городов, при этом только в 12 из них есть хотя бы один крупный оператор каршеринга. Сервис Делимобиля уже представлен в регионах, поэтому у компании есть опыт выстраивания эффективного бизнеса в городах с потенциально более низким средним чеком, чем в Москве. Компания планирует запускать сервис в
Например, такие, как долгосрочная аренда или
Компания самостоятельно выстроила сервисную инфраструктуру для обслуживания автомобилей. Теперь она может использовать этот опыт и предлагать услуги третьим сторонам.
Оценка компании перед IPO
Чтобы определить справедливую стоимость Делимобиля, мы провели сравнительный анализ мультипликаторов публичных российских компаний в
На рынке акционерного капитала инвесторы при оценке стоимости бизнеса в первую очередь опираются на мультипликаторы сопоставимых компаний. Мы будем сравнивать Делимобиль с другими российскими компаниями в
Рассматриваем сектор информационных технологий
Поскольку постоянно развивающаяся технологическая платформа является неотъемлемой частью бизнеса Делимобиля (качественная коммуникация с клиентом, эффективное управление автопарком и работа сотрудников являются следствием регулярной работы компании над внедрением новых
Мы используем форвардные мультипликаторы
Которые учитывают прогнозы финансовых результатов компаний на 2024 год (мы исходим из предположения, что рыночная цена учитывает ожидания будущих показателей компаний);
В качестве мультипликатора мы применяем
Поскольку он снижает влияние неоперационных расходов и структуры капитала на оценку компании.
Каждая из публичных российских компаний в
Для оценки бизнеса Делимобиля мы выделили Яндекс и Whoosh, потому что:
Среднее значение форвардного мультипликатора
Для оценки будущих денежных потоков Делимобиля на прогнозном периоде до 2030 года мы учитываем следующие предпосылки.
На основе прогнозов, представленных выше, мы рассчитали денежные потоки, которые затем дисконтировали на средневзвешенную стоимость капитала (WACC), равную 19,5%. А еще провели расчет терминальной стоимости бизнеса после 2030 года исходя из того, что денежные потоки будут расти в среднем на 4% в год (терминальный рост), а WACC будет равна 19,5%.
Итак, по методу дисконтирования денежных потоков мы получили справедливую оценку стоимости бизнеса Делимобиля на уровне 74,8 млрд рублей. Если вычесть из этой оценки чистый долг компании, получим стоимость акционерного капитала, которая составит 53,1 млрд рублей.
На графике ниже приведен диапазон справедливой оценки стоимости акционерного капитала Делимобиля, который мы получили на основе двух методов.
По каждому методу следует ориентироваться на обозначенную середину диапазона — это стоимость акционерного капитала компании в базовом сценарии. Диапазон каждой шкалы показывает, насколько сильно стоимость акционерного капитала может отклоняться в зависимости от изменений различных факторов (траектории развития компании, состояния рынка и т. п.).
Опираясь на базовые сценарии двух способов, наша оценка стоимости акционерного капитала Делимобиля находится в диапазоне 46—53 млрд рублей.
Риски
Как и любой бизнес, Делимобиль подвержен ряду рисков, которые стоит учитывать при инвестировании в акции.
Рост стоимости обслуживания некитайских марок автомобилей. Речь о таких брендах, как Volkswagen, Hyundai и Kia. Их обслуживание дорожает
Отсутствие сервисной истории в России у большинства китайских марок автомобилей. Это существенный риск для компании, поскольку сложно предсказать их техническое состояние после шести лет использования и 200+ тысяч километров пробега в каршеринге. Именно поэтому Делимобиль приобретает только те марки автомобилей, которые себя уже зарекомендовали в Китае и на других экспортных рынках. Так, компания закупает автомобили от ведущих китайских марок (например, Geely, Haval), которые сотрудничают с мировыми производителями авто. А недавно она закупила автомобили марки Jetta, которая была создана совместным предприятием компании Volkswagen и китайского концерна FAW.
Отметим, что Делимобиль начал вводить в эксплуатацию китайские авто еще в 2021 году, поэтому компания уже накопила экспертизу в их выборе и обслуживании на основе мирового опыта.
Проблемы с навигацией и сбои
Риск недобросовестного поведения пользователей и, как следствие, ускоренный износ автопарка. Для снижения данного риска Делимобиль внедрил скоринговую систему, которая в том числе стимулирует пользователей меньше нарушать правила на дороге. Более того, технологии компании позволяют успешно идентифицировать пользователя (в случае подозрения подмены аккаунта) и выявлять признаки нетрезвого состояния с помощью тестов на внимательность.
Высокие процентные ставки в экономике РФ. Они увеличивают стоимость обслуживания лизинговых обязательств. Именно поэтому компания диверсифицирует источники пополнения автопарка и на среднесрочном горизонте планирует частично приобретать автомобили в собственность. Кроме этого, Делимобиль сохраняет гибкость при выборе финансирования на долговом рынке. Например, заем может быть в виде лизинга или облигаций с фиксированной или с плавающей ставкой. Важно отметить, что даже в текущих условиях высоких ставок в экономике компания генерирует чистую прибыль. Снижение ставки на долгосрочном горизонте может снизить долю финансовых расходов от выручки компании.
Ужесточение конкуренции. Данный риск нивелируется высокими барьерами входа в отрасль, которые требуют значительных капитальных затрат и временных ресурсов.
Рост цен на топливо. Для снижения зависимости от расходов на бензин компания балансирует между оптовыми закупками топлива и розничными покупками на заправочных станциях.
Чувствительность к изменениям валютного курса, поскольку стоимость автомобилей может увеличиваться в рублевом эквиваленте при ослаблении рубля. Для снижения данного риска компания заключает лизинговые контракты в рублевом эквиваленте, что снижает потенциальный убыток от переоценки лизинговых обязательств компании. Кроме того, при ослаблении рубля стоимость