Личный кабинет налогоплательщика и как им пользоваться

Личный кабинет налогоплательщика — это сайт, на котором можно взаимодействовать с налоговой службой: заполнять декларации, подавать документы и платить налоги. Использовать личный кабинет можно даже за границей.

Открыть личный кабинет налогоплательщика можно через сайт налоговой или мобильное приложение:

  • через сайт налоговой по ссылке lkfl2.nalog.ru — с компьютера, ноутбука или смартфона;
  • через приложение «Налоги ФЛ» — его можно скачать в Google Play или App Store.

Рекомендуем открывать личный кабинет налогоплательщика через сайт с компьютера или ноутбука, потому что в компьютерной версии доступно больше функций. Как войти в личный кабинет налогоплательщика

Что можно делать в личном кабинете налогоплательщика?

С помощью личного кабинета налогоплательщика можно отправлять в налоговую службу декларации и другие документы, получать вычеты и льготы, а также отслеживать информацию о своих налогах, счетах и собственности.

Основные функции личного кабинета:

  1. Заполнить и подать декларацию 3‑НДФЛ. Как заполнить 3‑НДФЛ онлайн
  2. Подать 3‑НДФЛ в формате XML, если вы заполнили ее в специальной программе «Декларация». Как подать готовую 3‑НДФЛ
  3. Уточнить уже поданную декларацию, если забыли указать доход или вычет либо решили скорректировать внесенные ранее сведения. Как уточнить поданную декларацию
  4. Уплатить налог — картой или через платежное поручение.
  5. Посмотреть или скачать письма от ИФНС или уведомления об уплате налогов.
  6. Получить налоговые льготы.
  7. Заполнить и подать уведомления об открытии или закрытии иностранных счетов, а также отчеты о движении денег по иностранным счетам.
  8. Получить налоговый вычет в упрощенном порядке:

    • при покупке недвижимости;
    • при инвестировании;
    • при лечении или покупке медикаментов;
    • при оплате образования;
    • по расходам на спорт;
    • при взносах на благотворительность.
  9. Заполнить и отправить уведомление об участии в иностранной организации или о контролируемых иностранных компаниях.

Основная информация, которую можно отслеживать в личном кабинете:

  1. О суммах уплаченных налогов за прошлые периоды (НДФЛ, транспортный налог, налог на имущество физических лиц), штрафов и пеней, а также о суммах налога к уплате в текущем налоговом периоде и задолженностях за прошлые периоды.
  2. О статусе проверки налоговой декларации и результатах этой проверки.
  3. О статусе рассмотрения заявления на налоговые вычеты в упрощенном порядке.
  4. О суммах годовых доходов, уплаченных с них налогов и социальных взносов, если этот доход получен через налогового агента.
  5. Об открытых и закрытых российских и иностранных счетах.
  6. Об объектах недвижимости и транспортных средствах, находящихся в собственности.
  7. О налоговых льготах, которые вы применяете или можете применить.

Дополнительные полезные функции личного кабинета:

  1. Возможность заказать справку о состоянии взаиморасчетов с бюджетом. Она фиксирует отсутствие задолженности перед налоговой. Эту справку стоит заказывать в конце каждого года, чтобы быть уверенным, что все налоги уплачены и вопросов со стороны ФНС за год нет.
  2. Возможность обратиться в ИФНС, если возникли вопросы по документам от налоговой службы, по проверке декларации, при получении налоговых вычетов, при проблемах с единым налоговым счетом и так далее. В этом случае можно обратиться в налоговую в свободной форме.

Как войти в личный кабинет налогоплательщика?

Войти в личный кабинет налогоплательщика можно с помощью подтвержденного аккаунта Госуслуг или по паролю, выданному в отделении ИФНС.

Так выглядит экран входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы

Как войти с помощью Госуслуг: откройте личный кабинет налогоплательщика и выберите вариант «Войти через Госуслуги (ЕСИА)». Если у вас нет подтвержденного аккаунта на Госуслугах, его можно создать онлайн через Т‑Банк.

Как создать подтвержденный аккаунт на Госуслугах через Т-Банк
  1. Перейдите на страницу регистрации на портале «Госуслуги» через сайт Т‑Банка, авторизуйтесь и нажмите «Зарегистрироваться».
    Зарегистрировать аккаунт на портале «Госуслуги» можно прямо через Т-Банк
  2. Дождитесь СМС с паролем для входа на Госуслуги. Обычно пароль приходит моментально, в редких случаях — в течение 3 дней.
  3. Перейдите на сайт gosuslugi.ru, чтобы подтвердить регистрацию. Нажмите «Войти».
  4. Укажите свой телефон, СНИЛС или адрес электронной почты, а потом введите пароль, который пришел вам в СМС, когда вы регистрировались на портале «Госуслуги» через сайт Т‑Банка. На этом регистрация на портале госуслуг будет завершена.

Как войти с помощью пароля от ИФНС: обратитесь с паспортом в любое отделение Федеральной налоговой службы, которое обслуживает физических лиц. Там вам заведут личный кабинет и выдадут одноразовый пароль. Логин от личного кабинета — это ваш ИНН.

Найти ближайшее отделение можно на сайте ФНС. Укажите ваш адрес: субъект РФ, населенный пункт, улицу и номер дома. Нажмите «Ок», а затем — «Далее». Сайт предоставит информацию о нужном вам отделении: адрес, время работы и другие данные.

После первого входа в личный кабинет система попросит сменить пароль. Исходный пароль, который вы получили в инспекции, действует месяц с момента регистрации в личном кабинете. Если не сменить исходный пароль в течение месяца, он станет недействительным — и придется еще раз идти в налоговую.

Что такое электронная цифровая подпись (ЭЦП) в личном кабинете налогоплательщика?

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это возможность подписывать электронные документы, чтобы они обрели юридическую силу, равную бумажным документам.

Например, с помощью ЭЦП можно подписать декларацию 3‑НДФЛ, заполненную онлайн в личном кабинете налогоплательщика.

В личном кабинете налогоплательщика можно получить ключ электронной подписи, который будет храниться в защищенной системе ФНС. Это значит, что вам потребуется просто придумать пароль, с помощью которого вы и будете подтверждать свои документы, отправляемые в налоговую.

На практике это выглядит так: вы устанавливаете пароль от электронной подписи → ждете от 30 минут до суток, пока ФНС создаст электронную подпись с этим паролем → вводите этот пароль при отправке деклараций или других документов онлайн.

Как получить или продлить электронную подпись (ЭЦП) в личном кабинете налогоплательщика?

Получить или перевыпустить электронную подпись можно онлайн прямо в личном кабинете налогоплательщика:

  1. Откройте главную страницу личного кабинета налогоплательщика → наведите на свои ФИО в правом верхнем углу сайта → «Настройки профиля» → «Электронная подпись».
  2. Налоговая предложит выбрать один из трех вариантов получения подписи. Самый простой способ — «Ключ электронной подписи хранится в защищенной системе ФНС России». Его рекомендует и сама налоговая служба. Также вы можете скачать сертификат электронной подписи на собственный компьютер или зарегистрировать уже имеющуюся квалифицированную подпись.
  3. В зависимости от разрешения вашего экрана и масштаба страницы в браузере личный кабинет может выглядеть немного иначе
  4. Далее нужно проверить предзаполненные ИНН, ФИО, адрес регистрации, СНИЛС и адрес электронной почты, а также задать пароль. Процесс генерации электронной подписи может длиться от 30 минут до суток.
  5. Как только электронная подпись будет готова, в нижней части страницы появится плашка «Сертификат электронной подписи успешно выпущен». Вы сможете просмотреть этот сертификат или отозвать его.

Если вы забудете пароль от электронной подписи, придется отозвать текущий сертификат и сформировать запрос на выпуск нового.

Как продлить электронную подпись. Если у сертификата электронной подписи закончился срок действия, то продлить его не получится. Но вы можете перевыпустить сертификат электронной подписи и указать такой же пароль, как от старой подписи. Перевыпуск происходит точно так же, как и получение первой подписи, — по инструкции выше.

Чем личный кабинет налогоплательщика отличается от Госуслуг?

Личный кабинет налогоплательщика разработан Федеральной налоговой службой, а портал госуслуг — это общий сервис всех государственных органов.

В личном кабинете налогоплательщика содержится такая же информация, как и на Госуслугах, но больше функций для взаимодействия именно с налоговой службой. Кроме того, в личном кабинете налогоплательщика информация по налогам обновляется быстрее, чем на Госуслугах. Что можно делать в личном кабинете налогоплательщика

Как часто нужно заходить в личный кабинет налогоплательщика?

Чтобы не пропустить сообщение от налогового органа или срок подачи документов, лучше заходить в личный кабинет налогоплательщика не реже раза в месяц.

Особенно важно проверять свой личный кабинет налогоплательщика перед датами подачи налоговой отчетности и уплаты налогов.

Перед какими датами нужно проверять личный кабинет налогоплательщика:

  • 30 апреля — крайний срок подачи налоговой декларации 3‑НДФЛ;
  • 31 мая — крайний срок подачи отчета о движении денег по иностранным счетам;
  • 15 июля — срок уплаты налога на доходы физических лиц на основании поданной налоговой декларации 3‑НДФЛ;
  • 1 декабря — срок уплаты налога с собственности и транспортного налога по требованию налогового органа.

Стоит проверять личный кабинет налогоплательщика не позднее чем за месяц до наступления этих ключевых дат. Это позволит успеть решить все вопросы в случае их возникновения и избежать начисления пеней и штрафов.

Можно ли пользоваться личным кабинетом налогоплательщика из‑за рубежа?

Да, пользоваться функциями личного кабинета налогоплательщика можно как в России, так и за границей. Однако в некоторых странах могут возникать проблемы с использованием личного кабинета при входе через Госуслуги.

Что значит переплата в личном кабинете налогоплательщика?

Если в личном кабинете налогоплательщика у вас появилась переплата, чаще всего это значит, что вы перечислили на свой единый налоговый счет больше денег, чем вам было начислено налогов.

Также деньги зачисляются на ваш единый налоговый счет, отображаемый в личном кабинете налогоплательщика, если при заполнении 3‑НДФЛ вы получаете вычет, но не указываете банковский счет, на который нужно их перечислить.

Но могут быть и ситуации, когда в личном кабинете ошибка и на самом деле переплаты нет. Например, информация о налоге для ИП может отображаться в личном кабинете налогоплательщика с задержкой.

Что делать с переплатой в личном кабинете налогоплательщика:

  • оставить на едином налоговом счете — тогда эти деньги спишутся в будущем при начислении новых налогов;
  • вывести на свой счет в банке — для этого нажмите кнопку «Вернуть» под суммой переплаты на главной странице личного кабинета налогоплательщика.

Но вывести переплату налога с ЕНС на банковский счет получится не всегда. Например, если ФНС уже рассчитала ваш имущественный налог, то деньги на ЕНС могут учесть как отложенный платеж имущественного налога. В такой ситуации вывести их не получится.

Оставьте заявку на брокерский счет в Т-Инвестициях

Понадобится только паспорт

Другие статьи по этой теме

  • Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • Налогообложение для налоговых нерезидентов
  • Встать на учет в налоговом органе
  • Изменения в налоговом законодательстве

Вас может заинтересовать