Страхование
Авто
Обновлено 2 октября

5 вопросов о том, что делать при ДТП

Полезно знать тем, кто за рулем

lead

Вместе с экспертом Помощи на дорогах рассказали в статье:

Когда нужно вызывать ГИБДД, а когда можно заполнить европротокол

Что делать, если виновник аварии скрылся

Что делать, если у виновника нет ОСАГО

Можно ли убирать машину с места ДТП

Какие документы должны выдать в ГИБДД

Помощь на дорогах — это проект Т‑Страхования для водителей, попавших в ДТП. Аварийные комиссары дежурят на улицах Москвы и выезжают на помощь, если произошла авария или машина сломалась на трассе. Операторы горячей линии круглосуточно отвечают на вопросы автомобилистов про ДТП и автостраховки и могут оказать психологическую помощь.

Каждый месяц в Помощь на дорогах звонят больше 1 000 водителей со всей страны. Мы узнали, о чем они спрашивают чаще всего, и попросили Даниила, оператора контакт-центра Помощи, поделиться советами.

Когда нужно вызывать ГИБДД, а когда можно заполнить европротокол?

По умолчанию для оформления аварии нужно вызвать сотрудников ГИБДД по номеру 112. Но легкое дорожно-транспортное происшествие водители могут зафиксировать сами и оформить европротокол.

Для европротокола есть пять условий. Если все совпали, можно оформить европротокол. Если хотя бы один пункт не совпал — нужно вызывать ГИБДД.

  1. Столкнулись два транспортных средства. Только две машины, или легковушка с автобусом, или автомобиль и мотоцикл. Если участников больше двух, нужно вызывать ГИБДД. Если столкнулись с велосипедом или самокатом — тоже.
  2. Во время ДТП был прямой контакт между машинами или их частями. Например, у автомобиля отлетело колесо и повредило проезжающий мотоцикл — такую аварию можно оформить по европротоколу. А вот если водителя подрезали, он увернулся от неаккуратного автомобилиста, но задел столб, европротокол не подойдет.
  3. У каждого участника аварии есть действующий полис ОСАГО. Если полиса нет хотя бы у одного водителя, придется вызывать ГИБДД.
  4. Люди не пострадали. Нет водителей, пассажиров или пешеходов, которые получили травмы.
  5. Пострадали только автомобили участников аварии. Другое имущество, например машины, припаркованные возле места ДТП, автобусная остановка, ограждение дороги или личные вещи водителей, не повреждено.
Даниил, оператор Помощи на дорогах: «Если не уверены, что есть все условия для европротокола, либо вы или второй участник сомневаетесь, кто виноват в аварии, спорите из‑за обстоятельств происшествия — вызывайте ГИБДД».

Есть два способа оформить европротокол:

  • На бумажном бланке с фотофиксацией через приложение «Помощник ОСАГО» или «Госуслуги Авто». Бланк распечатывают заранее и на всякий случай возят в машине. Для фотофиксации хотя бы у одного участника ДТП должна быть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.
  • Через приложения «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО». Для этого у обоих участников ДТП должна быть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.
«Официально европротокол называется „бланк извещения о ДТП“ — именно он вам и нужен. Если с собой бланка нет, попросите его у второго водителя или других автомобилистов, которые остановятся помочь».‎

Максимальная компенсация за ущерб машине по ОСАГО — 400 000 ₽. При европротоколе она может снизиться до 100 000 ₽. Это происходит в трех случаях:

  • Европротокол оформили на бумажном бланке без фотофиксации через приложение «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО».
  • Европротокол оформили через приложение «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО», но без фотофиксации.
  • Европротокол оформили с фотофиксацией и указали, что у водителей есть разногласия. Если в такой ситуации не сделать фотофиксацию в приложениях, европротокол вообще будет недействительным.

Если пострадавший водитель оценивает ущерб машине больше чем в 100 000 ₽, ему нужно проследить, чтобы в европротоколе не было разногласий, оформить аварию через приложение и там же сделать фотофиксацию ДТП. Еще оформить ДТП можно на бумажном бланке, но с обязательной фотофиксацией в приложении «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО». Если это почему‑то невозможно, например водители не зарегистрированы на Госуслугах, нужно вызывать ГИБДД.

Как поможем клиентам Т‑Страхования

Если оформляете европротокол на бумажном бланке и у вас есть приложение Т‑Банка, пришлите фото документа в чат поддержки. Оператор Помощи на дорогах подключится к диалогу и проверит, все ли корректно заполнено.

Если есть ОСАГО или Каско, оформленные в Т‑Страховании, можете сразу сообщить об аварии в поддержку, еще до оформления документов, пока ждете ГИБДД. Эксперт по урегулированию объяснит, что нужно сделать, чтобы получить выплату по страховке или направление на ремонт.

Подписанный европротокол потерпевший должен передать в свою страховую, чтобы получить компенсацию. Виновнику аварии этого делать не нужно.

ОСАГО в Т‑Страховании

  • Без осмотра авто и похода в офис
  • Кэшбэк до 10% при оплате картой с сервисами Pro и Premium
  • Скидки (КБМ) за безаварийную езду
tag-card

Что делать, если виновник аварии скрылся?

«Откройте заметки в телефоне и сразу запишите все, что запомнили: госномер авто, марку машины, цвет и любую другую информацию, которая может пригодиться для поиска виновника».‎

Если виновник ДТП уехал, вызовите на место аварии ГИБДД. Пока ждете инспекторов, постарайтесь найти свидетелей и запишите их контакты. Если это водители других машин, спросите, есть ли у них видеорегистратор. Обратите внимание на камеры видеонаблюдения на дороге рядом с местом аварии: записи с них помогут инспекторам разобраться в обстоятельствах ДТП.

Сотрудники ГИБДД оформят аварию, откроют дело и начнут искать виновника. В это время можно подать заявление в страховую. Хотя компенсацию не выплатят, пока виновник не найден, страховая осмотрит авто, зафиксирует повреждения и оценит ущерб. После этого водитель сможет отремонтировать авто самостоятельно и пользоваться машиной, пока идут поиски.

Если виновника найдут и у него будет полис ОСАГО, страховая переведет потерпевшему компенсацию.

Если виновника не найдут, компенсацию все равно можно получить через Российский союз автостраховщиков. Там возместят вред, который причинили жизни и здоровью. А вот авто потерпевшему водителю придется чинить за свой счет.

Что делать, если виновник аварии скрылся?

На эти и другие вопросы отвечают специалисты Т‑Страхования

Читайте новую рубрику «Вопросы читателей» и задавайте свои вопросы

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

Нужно вызывать ГИБДД: оформлять европротокол нельзя. Инспекторы выдадут постановление, где будет указано, что ОСАГО нет. По этому документу можно взыскать ущерб напрямую с виновника.

Для этого потерпевшему надо организовать независимую экспертизу и пригласить на нее виновника аварии — лучше телеграммой или заказным письмом. Если он не придет, сделать пометку об этом в акте осмотра авто. Затем составить досудебную претензию с требованием о возмещении ущерба, а если виновник откажется — обратиться в суд.

Если в ДТП пострадали люди, сами потерпевшие или их родственники могут обратиться за компенсацией в Российский союз автостраховщиков.

Виновник ДТП, у которого нет страховки, может предложить рассчитаться на месте и разъехаться. Так лучше не делать, потому что аварию обязательно надо зафиксировать — с сотрудниками ГИБДД или по европротоколу. К тому же в стрессовой ситуации сложно точно оценить, насколько сильно пострадала машина.

Но если водители все же решат не оформлять ДТП, им нужно сфотографировать место аварии и повреждения автомобилей с разных ракурсов, а виновнику — получить расписку с потерпевшего. Иначе есть риск столкнуться с мошенничеством. Например, потерпевший сообщит в ГИБДД, что на самом деле виновник скрылся с места ДТП и ничего не заплатил. В расписке нужно указать:

  • паспортные данные и адрес каждого участника;
  • дату, обстоятельства аварии и данные машин;
  • полученную сумму цифрами и прописью.

Потерпевший должен подписать расписку и отметить, что у него нет претензий ко второму водителю.

«Даже если ОСАГО есть, советую все равно его проверить на сайте Национальной страховой информационной системы. Полисы подделывают, и виновник аварии может даже не знать, что его страховка недействительна».‎

Можно ли убирать машину с места ДТП?

«После аварии сначала стоит позаботиться о безопасности — своей и пассажиров в машине. Водителю нужно успокоиться, нажать кнопку аварийной сигнализации, выставить знак аварийной остановки. Если ДТП случилось ночью, перед выходом на проезжую часть надо обязательно надеть светоотражающий жилет. После этого можно заняться оформлением аварии».

Перед тем как убирать авто с места аварии, надо понять:

  • насколько тяжелое ДТП;
  • могут ли проехать другие машины;
  • будут ли водители оформлять европротокол.

Общее правило по закону: если автомобили мешают движению других машин, нужно сфотографировать место аварии и передвинуть авто. Подробнее — в инструкции Т‑Помощи.

Если ДТП несложное, в нем не пострадали люди, а машины могут двигаться, после фотофиксации авто можно убирать на обочину.

Если авария тяжелая и важно сначала оказать пострадавшим первую помощь либо авто невозможно передвинуть из‑за серьезных повреждений, убирать машины не нужно, даже если весь поток не может проехать. Помогите потерпевшим, вызовите экстренные службы и сотрудников ГИБДД, сфотографируйте место аварии до их приезда.

Если оформляете ДТП по европротоколу с фотофиксацией через приложения «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО», сделать снимки можно только в режиме реального времени. Загрузить их из галереи телефона не получится. Поэтому, чтобы лимит выплаты не снизился до 100 000 ₽, сначала полностью оформите европротокол в приложении, а потом передвигайте автомобили.

Какие документы должны выдать в ГИБДД?

Сотрудники ГИБДД выдают протокол, определение или постановление. Какой документ оформить, решает инспектор. К нему могут приложить фото или схему места ДТП, данные свидетелей. Образец протокола можно посмотреть по ссылке.

«Если сразу сложно понять, кто виноват в ДТП и какое наказание назначить, инспектор возбуждает дело об административном правонарушении. Такой документ страховые называют „открывающим“. Для выплаты по страховке нужны будут и „закрывающие“ документы — те, в которых госорганы точно определят, кто виноват и что произошло во время аварии. Это может быть постановление о прекращении административного дела или решение суда о назначении наказания».‎

Оригиналы документов сотрудники ГИБДД оставляют себе, а участникам выдают заверенные копии на месте аварии или в отделении. По этим документам страховая компания принимает решение о выплате. Также их используют как доказательства в суде, например, если у виновника нет ОСАГО или страховой лимит не покрыл весь ущерб. Поэтому они должны быть заполнены корректно.

Что проверить в документах:

  • они заверены: есть подпись сотрудника, печать или штрихкод;
  • есть вся информация о ДТП: обстоятельства аварии, данные участников, сведения о машинах, описание повреждений и реквизиты полисов ОСАГО;
  • есть сведения о виновнике: его указали в документе либо отметили, что вина не определена;
  • нет исправлений от руки: документ с ними могут не принять суд или страховая, поэтому, если помарки есть, лучше попросить сотрудников ГИБДД оформить новую копию или сделать запись о внесении исправлений, подписать ее и поставить печать.

Иногда в документах ГИБДД указано, что виноваты оба, — тогда вина участников будет обоюдной. В этом случае каждый из них может обратиться к своему страховщику и получить до 50% компенсации по ОСАГО, кроме случаев, когда дело разбирали в суде и судья определил разную степень вины.

Если в ГИБДД указали, что виновник не определен, вина считается неустановленной. В этом случае каждый водитель тоже может обратиться в свою страховую и получить до половины компенсации по ОСАГО.

Телефон горячей линии Помощи на дорогах — 8 800 555‑15‑99. Консультируем бесплатно по всей России, даже если не пользуетесь продуктами Т‑Банка.

Если находитесь в Москве и у вас есть полис ОСАГО или Каско от Т‑Страхования, можете вызвать экипаж Помощи на место аварии. Аварком поможет оформить страховой случай и правильно зафиксировать обстоятельства ДТП.

Как вам статья?