Банк
Дети
25 июля

4 совета, как давать ребенку карманные деньги

Сколько денег давать детям на карманные расходы и почему нельзя контролировать, на что они их тратят, — рассказывает эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина

lead

Анна Деньгина

Преподаватель, автор и методист программ по финансовой грамотности для детей и родителей

Выдавать карманные деньги можно с 6⁠—⁠7 лет. Но лучше познакомить с ними раньше

Дети впервые сталкиваются с деньгами в 2⁠—⁠4 года, и это происходит само собой: например, ребенок видит, что родители идут в магазин и меняют деньги на продукты. В этом возрасте речь еще не идет о том, чтобы учить грамотно распоряжаться деньгами — достаточно просто познакомить с ними. Например, когда идете вместе в магазин, акцентируйте внимание ребенка на том, что не просто забираете продукты с полки, а меняете их на наличные. Так он увидит, что деньги — это не бумажки или странные железные пуговицы, а то, что имеет реальную ценность.

В 4⁠—⁠5 лет дети, как правило, уже учатся считать, поэтому можно начинать использовать деньги для элементарных расчетов — так же, как обычно считают на яблоках.

В 6⁠—⁠8 лет ребенок идет в школу и попадает в новую для себя экономическую среду. Он начинает сам распоряжаться деньгами и может решить, потратить деньги на булочку в буфете или нет. С ним уже можно вести диалог из разряда: «Если ты хочешь это купить, сначала накопи». Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ, в 6 лет у ребенка появляется право совершать мелкие бытовые покупки.

В этом возрасте разговоры о деньгах с ребенком должны стать обязательными, даже если он не проявляет к ним особого интереса: хочет ребенок этого или нет, ему придется научиться распоряжаться деньгами.

Соответственно, именно в этот период пора начать выдавать ребенку карманные деньги. А родителям — решить, сколько денег давать, по каким правилам и что делать, если эти правила будут нарушены.

Выберите сумму: рассчитайте по формуле, изучите опыт других родителей или ориентируйтесь на свой бюджет

Есть несколько способов определить, какую сумму давать детям на повседневные расходы.

«Снизу вверх». Проанализируйте траты ребенка: сначала определите обязательные, а потом добавьте к ним небольшую сумму, которую он может потратить как хочет. Например, если в первом классе ребенок в среднем тратит 100 ₽ в день на еду или тетрадки, значит, он будет получать 500 ₽ в неделю на базовые расходы. Еще 30⁠—⁠50% от этой суммы можно добавить на его хотелки.

При этом важно объяснить ребенку, какие траты считаются «базовыми», и установить правила: как быть, если денег на обязательные расходы не хватает, и что будет, если он потратит «базу» на ерунду. Об этом расскажем дальше.

50 ₽ × возраст. Когда нужно от чего‑то оттолкнуться, воспользуйтесь этой формулой. Например, если ребенку 7 лет, выдавайте ему 350 ₽ в неделю с четким планом, как их распределить. Если понимаете, что расходы ребенка превышают эту сумму, можно умножать возраст на 100 или 150 ₽ — в зависимости от финансовых возможностей семьи.

Это особенно удобно, если в семье несколько детей: так будет проще объяснить им, что деньги привязаны к их возрасту. Дети поймут, что вместе с ними растут и их потребности, а занчит, в будущем родители будут им давать больше денег.

Интуитивный. В среднем большинство родителей начинают с суммы 150⁠—⁠300 ₽ в неделю. Вы тоже можете начать с этой суммы, а затем менять ее в зависимости от запросов ребенка. Если он скажет, что этого мало, и объяснит, почему нужно больше, — можете увеличить бюджет.

Что делать, если ребенок спрашивает, почему он получает меньше денег, чем его одноклассники или друзья во дворе:

  • Объясните, что семьи бывают разными, их доходы различаются. Сделать это можно на любом примере: в фильмах, мультфильмах или книгах есть сюжеты про царей и крестьян, про богатых и людей, которые живут обычной жизнью.
  • Скажите, что взрослые по‑разному распоряжаются деньгами. Например, одни семьи тратят все, что зарабатывают, а другие копят, чтобы потом купить квартиру побольше или съездить в отпуск.
  • Расскажите, как вы подсчитали расходы ребенка и почему решили выдавать именно столько денег. Если ребенок сможет аргументировать, что вы ошиблись в расчетах и ему нужно больше денег на обязательные расходы, сумму можно увеличить.

Как у остальных. В некоторых классах в школе принято давать детям одинаковое количество денег. Иногда сумму даже согласовывают на уровне родительского комитета.

Независимо от выбранного способа важно, чтобы родитель мог объяснить ребенку, почему сумма именно такая. Например, если даете деньги по формуле «50 ₽ × возраст» — расскажите, из чего складывается сумма. Если выбрали интуитивный способ, объясните, из чего состоит ваш семейный бюджет и почему можете выделять на карманные расходы именно столько.

Давайте деньги раз в неделю и постепенно увеличивайте периодичность

Маленькие дети живут одним днем и не загадывают далеко наперед. Но с точки зрения родителей давать деньги ребенку каждый день просто неудобно — рано или поздно это надоест.

Оптимальная периодичность, с которой стоит начать выдавать карманные деньги, — раз в неделю. Когда ребенок будет взрослеть, можно постепенно увеличивать горизонт планирования.

Сначала — раз в неделю. Неважно, в каком возрасте вы начинаете давать ребенку деньги, это решение — всегда оптимальное.

Такая периодичность идеально подходит детям с 6 лет, которые, как правило, уже умеют жить неделями: например, пять дней ходят в детский сад, а два дня проводят дома. А главное — умеют ждать.

Чтобы ждать было легче, важно установить день недели, в который ребенок будет получать деньги. Так он сможет заранее подумать, как ими распорядиться.

12⁠—⁠13 лет — раз в две недели. Школа закрепляет планирование на неделю вперед: ребенок уже четко понимает, что в среду у него будет занятие по географии, а к пятнице нужно подготовиться к контрольной по математике. В этом возрасте можно перейти на более длинный срок планирования.

14⁠—⁠16 лет — раз в месяц. Подростки легко могут справиться с планированием на месяц, а кто‑то способен смотреть на квартал вперед.

Таким образом вы постепенно будете двигаться к главной цели — сделать так, чтобы в 18 лет ребенок был способен спланировать свой бюджет на год.

Не контролируйте, на что уходят карманные деньги

Как мы уже выяснили, сумму, которую вы выдаете ребенку, полезно делить на две части. Первая — на обязательные траты: например, обед в школе, тетради, ручки и поездки на общественном транспорте. Вторая — на карманные расходы. Это «безусловные» деньги, которые ребенок может потратить как хочет.

Обязательные расходы. Их ребенок должен тратить по назначению. Если эти деньги потратили на что‑то другое, это повод для серьезного разговора.

Допустим, ребенок потратил деньги, которые предназначались на обед, на бутылку «Колы». Даже если для вас это неприемлемо, важно не обвинять, а сказать, что вы даете деньги ребенку, потому что заботитесь о его здоровье и хотите, чтобы у него были силы и энергия до конца дня, а для этого надо есть. Объясните, что вы не можете контролировать, на что на самом деле пойдут деньги, и если ребенок потратит их на ерунду, то должен понимать последствия. Например, что уже не сможет поесть в школе в этот день.

Также вы можете менять правила в зависимости от обстоятельств и желаний ребенка. Скажите, что если он тратит деньги не на еду, значит, обед ему больше не нужен, а значит, не нужны и деньги на него. Соответственно, вы больше не будете их выдавать — вместо этого ребенок будет брать с собой в школу яблоко и бутерброд. Дальше остается смотреть, как ребенок отреагирует на такие события. Если ему действительно не нужны деньги на обеды, он вправе от них отказаться.

Карманные деньги. Выдавайте их без условий и не контролируйте, на что ребенок их тратит.

Ими нельзя поощрять или наказывать — например, давать за то, что ребенок хорошо себя вел, и наоборот. Воспринимайте эти деньги как тренажер: на них ребенок учится управлять финансами.

Не пытайтесь заставить отчитываться, на что ушли карманные деньги. Помните, что чем больше запретов вы установите, тем сильнее будет желание их нарушить.

В идеале нужно выстроить отношения с ребенком так, чтобы он сам хотел поделиться, как тратит деньги, и задать вопросы родителям. Это возможно, если вы уже с 5⁠—⁠6 лет говорите с ним о деньгах: не запрещаете что‑то купить, а спрашиваете, действительно ребенку нужна эта вещь или лучше отложить деньги на что‑то более значимое.

Если все же хотите ввести ограничения и правила, они должны быть посильными: например, договоритесь, что ребенок не должен покупать энергетики, но не стоит полностью запрещать фастфуд. Будьте честны с собой: проконтролировать такие траты невозможно. А еще все дети хотя бы иногда хотят чипсы — и это нормально. В этом они ничем не отличаются от взрослых.

Чем Т‑Банк поможет родителям

В Т‑Банке есть карта «Джуниор» для детей до 14 лет. У нее отдельный счет, но родитель оформляет карту на себя и привязывает к своему счету.

С помощью карты «Джуниор» ребенок может оплачивать покупки, копить и учиться финграму. Все это — под присмотром родителей: в своем приложении Т‑Банка вы будете видеть, сколько и на что потратил ребенок, а еще сможете легко переводить ему деньги на карманные расходы.

Для детей в приложении Т‑Банка есть образовательный раздел с нескучными курсами по финансовой грамотности — Т‑Класс.

Например, курс «Как подружиться с деньгами?» состоит из 9 уроков, где эксперты банка рассказывают, что такое обязательные и необязательные расходы, как не тратить сбережения впустую и почему не стоит покупать много дешевых вещей, а лучше взять одну, но качественную. А еще после прохождения курса дети научатся договариваться с родителям о карманных деньгах, а не просто выпрашивать их.

Курсы в Т‑Классе рассказывают о финансах нескучным языком, понятным детям. Теорию закрепляем на практике — в каждом курсе есть интерактивные тесты

Все примеры и ситуации в курсах — максимально приближенные к жизни: мы хотим, чтобы ребенок понимал, как работают деньги в реальном, а не идеальном мире.

В уроках мы описываем ситуации, с которыми в будущем столкнется каждый, и не стесняемся разбавить серьезный материал мемами

Если вы оформили карту «Джуниор», у вашего ребенка уже есть доступ к Т‑Классу — он может найти его в разделе «Город».

А если карты «Джуниор» еще нет, можете оформить карту прямо на этой странице.

О том, как научить ребенка копить, найти вдохновляющую цель и может ли быть целью крупная сумма на счете, читайте по ссылке.

Как вам статья?

Оформите карту «Джуниор»

С бесплатным обслуживанием и доставкой