Зачем считать маржинальность
Оценить эффективность бизнеса. В связке с другими показателями, например маржой и выручкой, маржинальность позволяет отслеживать, как идут дела в бизнесе. Без маржинальности сложно оценить, насколько эффективно компания добивается результатов.
Представим, что маржа компании стабильно растет и предприниматель делает вывод, что бизнес с каждым месяцем работает все лучше. Если при этом маржинальность компании падает, это значит, что издержки выросли еще больше, чем выручка от производства.
Такая ситуация — повод выяснить, где теряются деньги. Причин может быть много: например, выросла закупочная цена или система мотивации менеджеров плохо адаптируется под новые объемы.
Пример. В феврале выручка — 250 000 ₽, а маржа — 130 000 ₽. Маржинальность — 52%. В марте выручка выросла до 300 000 ₽, а маржа — до 140 000 ₽, маржинальность упала до 40%. Компания стала продавать больше, но эффективность этих продаж снизилась, потому что расходы стали еще выше. Нельзя однозначно считать это успехом или неудачей: все зависит от целей бизнеса. Но без маржинальности оценить это сложно.
При этом опираться только на показатель маржинальности нельзя. Возможна и обратная ситуация: высокая маржинальность при небольшой марже. В таком случае эффективность бизнеса высокая, но объема денег от маржи может просто не хватить на поддержание деятельности.
Сравнить компанию с конкурентами. У двух компаний может быть одинаковая маржа, при этом разная эффективность и прибыль.
Возьмем для примера две компании с одинаковой маржой за месяц — 150 000 ₽. Кажется, что обе фирмы одинаково результативны, но одной для достижения такой маржи потребовалось продать на 300 000 ₽, а другой — на 750 000 ₽. В таком случае первая компания продает эффективнее: ее маржинальность — 50%, а у второй — 20%.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Рассчитать точку безубыточности. Это объем выручки, при котором бизнес покроет свои затраты. Точку безубыточности считают в натуральном и денежном выражении: сколько товаров надо продавать в месяц, чтобы выйти в ноль, и на какую сумму.
Маржинальность нужна, чтобы рассчитать точку безубыточности в деньгах. Формула: постоянные расходы / маржинальность. Постоянные расходы — это те, что не зависят напрямую от объемов производства и выручки, например аренда и обслуживание оборудования.
Пример. Постоянные расходы бизнеса — 100 000 ₽ в месяц, а маржинальность — 20%.
Точка безубыточности в деньгах = 100 000 ₽ / 20% = 500 000 ₽.
Именно на такую сумму нужно продавать в месяц, чтобы затраты окупились.
Персональный эксперт поможет запустить дело с нуля
Расскажем, где взять стартовый капитал, поможем получить финансирование от государства
Пройдем все этапы вместе: от подготовки бизнес-плана до привлечения первых клиентов