Пошаговый план создания строительной компании
Составьте бизнес- и финансовый план. У бизнес-плана нет универсальной структуры. Если он нужен для получения субсидии, важно сделать акцент на социальной значимости бизнеса и сумме налогов, которую вы заплатите государству. Если планируете привлекать инвестиции, то в бизнес-плане нужно подробно описать, какую прибыль может принести компания.
Я открывал компанию на свои деньги, поэтому ограничился финансовым планом. Посчитал, сколько денег нужно для старта, и заранее их распределил по статьям расходов, чтобы избежать кассовых разрывов.
Выберите режим налогообложения. Если собираетесь работать с крупными заказами, то подойдет ОСН. Но на таком режиме много отчетности и ощутимые налоги. Если не планируете брать большие проекты, лучше выбрать НПД, УСН, АУСН или ПСН.
Зарегистрируйте предприятие. В заявлении на регистрацию ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД для строительства — они покажут налоговой, чем вы будете заниматься. Коды ОКВЭД для строительного бизнеса находятся в классификаторе в группах 41, 42 и 43, например:
41.10 — разработка строительных проектов;
41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
43.91 — производство кровельных работ.
Подобрать нужные коды можно самостоятельно. А если решите регистрировать бизнес с помощью банка, вам помогут его сотрудники.
Откройте расчетный счет. Он нужен, чтобы принимать безналичные платежи от ИП и юридических лиц, покупать стройматериалы, платить налоги и зарплату. Если будете регистрироваться как ИП или открывать ООО через Т‑Банк, счет откроют автоматически в том же банке.
Выясните, нужно ли вступать в СРО — саморегулируемые организации строителей, которые следят за качеством их работы. Кто должен быть членом СРО, прописано в градостроительном кодексе. Например, если, как мы, строите частные малоэтажные дома, вступать в СРО не нужно, а если участвуете в тендерах — нужно.
Существуют отдельные СРО для строительных, изыскательских и проектных работ. И если ваша компания одновременно будет проводить изыскания, делать проекты и вести строительство, надо вступить в три СРО сразу. В каждом регионе есть свои организации, найти их можно в реестре.
Лицензии на строительство получать больше не нужно. С 1 января 2010 года СРО полностью их заменили.
Чтобы стать членом СРО, нужно разово внести определенную сумму при вступлении, а затем каждый год платить членские взносы. Если компания должна получить допуск СРО, но не получила, то на нее могут наложить штраф, а виновное лицо — даже лишить свободы. Насколько строгим будет наказание, зависит от дохода фирмы.
«С 1 мая 2022 года больше не нужно вступать в СРО, если размер обязательств по каждому договору строительного подряда не превышает 10 млн рублей».
Купите или возьмите в аренду оборудование. Какое именно — зависит от того, чем планируете заниматься.
Я советую дорогостоящее оборудование не покупать, а брать в аренду. На старте бизнеса я потратил около 70 тысяч рублей на виброплиту, сварочный аппарат и другие инструменты. Сейчас же понимаю, что эти деньги лучше было не замораживать в оборудовании, а пустить в развитие.
Первое время можно хранить все на строительной площадке или взять в аренду контейнер или гараж. А уже когда бизнес начнет приносить прибыль, арендовать комфортный и просторный склад.
Найдите сотрудников. Состав команды зависит от того, чем будет заниматься строительная компания. Мы в Кацай Констракшн строим загородные дома из газобетона. На старте я нанял только проектировщика, прораба и бригаду из трех человек: со всеми мы были знакомы раньше и я знал, что они отличные работники. По общим меркам это мало, но я за то, чтобы не торопясь, годами собирать проверенную команду и набивать небольшие шишки на каждом этапе.
Сейчас у меня работает уже пять больших бригад плюс много офисных сотрудников: менеджер, бухгалтер, специалист по техническому надзору, снабженец, маркетолог, проектировщики и другие.
Кто‑то сразу крупно вкладывается в создание команды и нанимает много сотрудников. Мне кажется, что этот подход неэффективен: большинство людей окажутся неподходящими и уйдут. Деньги на их поиск и обучение будут потрачены впустую.
Сейчас я чаще всего ищу сотрудников через знакомых или нынешних работников. Я могу заранее спросить у них, насколько хорошо работают кандидаты, и понять, подходят ли они компании. Если среди знакомых нужных специалистов нет, можно воспользоваться сервисами для поиска сотрудников.
Арендуйте офис. Некоторым заказчикам важно, чтобы у компании был офис: для них это показатель надежности. На самом деле собственное помещение не гарантирует, что фирма хорошая, но для спокойствия своих клиентов мы офис все же открыли.
Если острой необходимости нет, то можно обойтись без него. Бригада постоянно находится «в полях», а офисные специалисты без проблем работают удаленно. Плюс строительной ниши в том, что можно встречаться с клиентами на объектах и показывать реальные работы.
Часть задач, например юридическое сопровождение и бухгалтерию, можно отдать на аутсорсинг.
Помощь в ведении бухгалтерии — от 0 ₽