Прямые и косвенные затраты: в чем отличия
Прямые затраты — деньги, которые бизнес тратит на создание товара или услуги.
Например, прямые затраты бренда одежды такие:
- на ткань;
- фурнитуру;
- оплату контрактного производства, которое отошьет коллекцию;
- зарплату дизайнера;
- дистрибуцию;
- логистику.
От размера прямых затрат зависит себестоимость продукта: чем больше денег нужно на его производство, тем выше себестоимость.
В налоговом кодексе перечислен примерный список прямых затрат:
- расходы на покупку сырья, материалов или комплектующих изделий, которые используются в производстве товаров;
- расходы на оплату труда и страховые взносы сотрудникам, участвующим в производственном процессе;
- расходы на амортизацию производственной техники.
Но это скорее рекомендательный список: у каждого бизнеса своя специфика. Например, у курьерской службы затраты на бензин — прямые, а для производства — косвенные.
Косвенные затраты — все остальные затраты, которые не связаны непосредственно с самим производством, но обеспечивают его.
Косвенные затраты бренда одежды:
- на аренду офиса;
- зарплату отдела продаж;
- маркетинговые расходы;
- услуги бухгалтера на аутсорсинге.
Список косвенных затрат нигде не указан, он индивидуален для каждой компании.
Большая часть затрат бизнеса делится на эти два типа, но есть исключение — внереализационные расходы, которые не связаны ни с производством, ни с реализацией. К ним относятся проценты по займам или судебные расходы. Подробный список — в налоговом кодексе.