Точка безубыточности показывает, сколько товаров и на какую сумму нужно продать, чтобы выйти в ноль. Этот показатель нужен, чтобы рассчитать, при каком объеме производства и при какой цене на товар бизнес станет рентабельным.
Показатель рассчитывают двумя способами — в натуральном и денежном выражении:
В натуральном выражении | В денежном выражении | |
---|---|---|
Что показывает | Сколько единиц товаров реализовать, чтобы выйти на окупаемость | На какую сумму продавать, чтобы выйти на окупаемость |
Формула | Постоянные расходы / (цена единицы товара − переменные затраты) | Постоянные расходы / маржинальность |
Пример. Фабрика производит сумки и продает по 2 000 ₽. Ее ежемесячные расходы — 120 000 ₽. Произвести сумку — 1 500 ₽, и это переменные расходы. Маржинальность — 25%.
Показатели точки безубыточности:
- В натуральном выражении: 120 000 ₽ / (2 000 ₽ − 1 500 ₽) = 240 сумок. Столько надо продавать в месяц, чтобы выйти в ноль.
- В денежном выражении: 120 000 ₽ / 25% = 480 000 ₽. На такую сумму нужно продавать в месяц, чтобы бизнес самоокупался. Исходя из этого можно установить стоимость каждой сумки.