Рассказываем, какие бывают ограничения и как действовать, если вы с ними столкнулись.
161‑ФЗ — это федеральный закон, который описывает работу национальной платежной системы. Под действие закона 161‑ФЗ подпадают операции физических и юридических лиц. По этому закону банки обязаны проверять, находятся ли реквизиты клиентов или участников операций в базе данных Банка России. Закон 161‑ФЗ
В этой базе данных собраны реквизиты лиц, которые могут быть связаны с мошеннической или другой нелегальной деятельностью. Одна из возможных причин попадания в эту базу — жалобы в Банк России и другие банки от пострадавших. Если реквизиты получателя перевода оказались в этой базе, банк отправителя приостановит или отменит операцию. Как защититься от мошенников
Внутри базы данных есть отдельный список с реквизитами некоторых лиц, на которых подано заявление в полицию или возбуждено уголовное дело. Этот список формируется по данным из МВД. Если реквизиты клиента в него попадут, банк будет обязан заблокировать его банковские карты, банковское приложение и личный кабинет.
Банк России не разглашает, как он формирует базу данных, какие реквизиты в нее входят и почему.
Чтобы попробовать удалить свои реквизиты или реквизиты вашей компании из базы данных, можно обратиться с заявлением в Банк России. Вот как это сделать
При приостановке операции банк спишет сумму перевода с вашего счета и задержит ее на этапе обработки. Мы позвоним вам с просьбой подтвердить перевод и, если вы его подтвердите, через 48 часов отправим деньги получателю. Ускорить перевод по закону невозможно.
Если вы откажетесь подтверждать операцию во время звонка или передумаете переводить деньги в течение 48 часов после ее подтверждения и сообщите об этом в банк, мы отменим перевод и вернем деньги на счет.
Ускорить перевод нельзя. Пауза в 48 часов установлена законом 161‑ФЗ, банк не имеет права его нарушать, даже если вы обратитесь в поддержку.
При отмене операции перевод будет отклонен и деньги со счета не спишутся. Если вы все же хотите перевести деньги, попробуйте отправить их на другой счет или карту получателя. Это может сработать, если другие реквизиты получателя не попали в базу данных Банка России. Узнать заранее, какие реквизиты находятся в базе данных Банка России, а какие нет, нельзя.
Например, у Василия две карты. Номер одной из них попал в базу данных Банка России, а другой — нет. Банк будет ограничивать переводы по реквизитам первой карты, а на вторую деньги можно перевести без проблем.
Банк заблокирует банковские карты, доступ в приложение и личный кабинет, если данные клиента попали в базу Банка России на основании информации от МВД. Подробнее о базе данных
Поэтому расплачиваться картами, стикерами, через QR‑коды, переводить, снимать деньги в банкоматах и пользоваться функциями приложения и личного кабинета Т‑Банка не получится.
При этом деньги на счете и возможность принимать входящие переводы сохранятся. Как только реквизиты клиента уберут из базы данных Банка России, деньгами можно будет пользоваться как раньше.
Это можно сделать на сайте Банка России — способ подходит для физических и юридических лиц:
В поле «Текст обращения» опишите вашу ситуацию в свободной форме.
В полях ниже укажите номер банковской карты, счета, электронного кошелька, серию и номер паспорта, номер мобильного телефона. Это поможет Банку России оперативнее разобраться в вашем вопросе.
Нажмите «Далее».
Готово, вы отправили заявление. Банк России ответит вам в течение 15 рабочих дней.
Подача заявления не гарантирует, что ваши реквизиты пропадут из баз данных Банка России.
Банк России должен ответить на ваше заявление в течение 15 рабочих дней. После положительного ответа от регулятора может потребоваться еще какое‑то время, чтобы реквизиты убрали из базы данных.
Вы можете попробовать получить эту информацию в Интернет-приемной Банка России.
Если вы или ваша компания попадете в базу данных Банка России на основании информации от МВД, вы получите СМС от банка с уведомлением о блокировке. Подробнее о базе данных
Если вы хотите выяснить причину, почему ваши реквизиты попали в базу данных Банка России, обратитесь в Интернет-приемную Банка России. Подайте заявление по нашей инструкции и ждите ответа. Как подать заявление
Если вы хотите убрать свои реквизиты или реквизиты своей компании из базы, подайте заявление в Банк России — или же ваше обращение может передать Т‑Банк. Для этого обратитесь в чат с поддержкой — и мы передадим заявление в течение одного рабочего дня после вашего обращения.
Клиентам с блокировкой по 161‑ФЗ мы сообщим решение Банка России, как только его получим. По регламенту Банк России должен ответить на заявление в течение 15 рабочих дней.