Москва, Россия — 15 июня 2020 г.
В России в июне потребительская и деловая активности возвращаются к докризисному уровню начала 2020 года. По данным Tinkoff CoronaIndex, за 2 недели лета (1—14 июня) обороты малого и среднего бизнеса выросли и перегнали средние значения февраля до пандемии на 8%. В Москве этот показатель составляет 6%, в Санкт-Петербурге — на 2% ниже докризисных значений.
Потребительские расходы тоже растут, но чуть медленнее — показатели по России на 13 июня ниже на 11% докризисного уровня.
Самым активным днем июня в России стал четверг 11 июня, когда значение индекса деловой и потребительской активности в России Tinkoff CoronaIndex достигло 7,3. В Москве пик активности пришелся на день независимости 12 июня — индекс составил 7,9 — это максимальный показатель индекса в Москве с середины марта.
Категории роста
В июне самый заметный рост потребительских трат в России по отношению к маю наблюдался в сегментах:
- Аренда авто (+109% в июне, -59% с февраля)
- Авиабилеты (+44% в июне, — 70% с февраля)
- Ж/д билеты (+32%, -37% с февраля)
- Отели (+31%, -77 с февраля)
- Турагентства (+31%, -77% с февраля)
- Одежда и обувь (+26%, +14% с февраля)
- Спорттовары (+25%, +29% с февраля)
- Красота (+21, — 29% с февраля)
Рост аренды авто связан с восстановлением работы каршеринга, авиа и ж/д билетов, отелей турагентств — с началом туристического сезона и новостей вокруг туристической отрасли Крыма, одежды и обуви — с возобновлением работы торговых центров и непродовольственных магазинов.
В Москве топ потребительских категорий выглядит так:
- Аренда авто (+156% в июне, -60% от средних значений февраля)
- Авиабилеты (+70% в июне, -76% с февраля)
- Красота (+64% в июне, -26% с февраля)
- Спорттовары (+45% в июне, +33% с февраля)
- Ж/д билеты (+43% в июне, -32% с февраля)
Из сегментов малого и среднего бизнеса в России в июне активней всего выросли:
- Развлечения, культура, спорт (-46% с февраля, +38% в июне)
- Услуги в сегменте недвижимости (+10% с февраля, +37% в июне)
- Розничная торговля одеждой (+4% с февраля, +36% в июне)
- Хозяйственная деятельность (+10% с февраля, +30% в июне)
- Красота (-29% с февраля, +24% в июне)
По сравнению с докризисным периодом до пандемии (средние значения февраля) лучше всего восстановились такие сегменты малого бизнеса как:
- Почтовая и курьерская доставка (+91% к февралю)
- E-commerce (+74%)
- Розничная торговля электроникой (+47%)
- Энергетика и водоснабжение (+43%)
- Оптовая торговля компьютерами и ПО (+31%)
Топ-10 регионов с самым высоким показателем бизнес-индекса
Топ-10 регионов с самым высоким показателем бизнес-индекса - Мурманская область-9,1
- Ямало-Ненецкий АО-9,1
- Курганская область-8,7
- Забайкальский край-8,6
- Чукотский АО-8,6
- Магаданская область-8,5
- Кемеровская область-8,4
- Республика Хакасия-8,4
- Ханты-Мансийский АО-8,4
- Челябинская область-8,4
| Топ-10 регионов с самым низким показателем бизнес-индекса - Республика Тыва-6,5
- Москва-7,1
- Калужская область-7,2
- Ненецкий АО-7,2
- Республика Саха (Якутия)-7,2
- Ивановская область-7,3
- Орловская область-7,3
- Республика Ингушетия-7,3
- Архангельская область-7,4
- Московская область-7,4
|
В июне также выросло потребление в офлайн-магазинах, о чём свидетельствует увеличение заявок на POS-кредитование. Количество обращений за товарными кредитами 1—14 июня меньше средних показателей за февраль на 8%, но по сравнению с апрелем увеличилось почти наполовину (+47%), по отношению к маю — на 16%.
В топ-5 регионов с самым быстрым ростом объёмов POS-кредитования в рублях вошли: Чеченская Республика (+206% в июне по отношению к маю), Севастополь и Ненецкий АО (+99%), Республика Карелия (+93%) и Пермский край (+92%).