«Защитим или вернем деньги»: Т-Банк начал защищать от мошеннических схем с лжеработой и компенсировать потери

Москва, Россия — 05 августа 2024 г.
Т-Банк добавил мошеннические схемы, связанные с предложением работы, в сервис «Защитим или вернем деньги». Если технологии не предотвратят мошенничество по такому сценарию, банк компенсирует потери.

Ранее сервис «Защитим или вернем деньги» фокусировался на классических сценариях телефонного мошенничества — когда мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и других структур, банков или сотовых операторов и так далее. Новые подвиды таких схем добавляются в сервис регулярно, на самых ранних этапах их выявления.

Лжеработа — новая категория телефонного мошенничества, добавленная в сервис «Защитим или вернем деньги». Она входит в топ-3 самых популярных схем, которые используют телефонные мошенники в России с применением социальной инженерии. Потенциальные потери россиян от сценариев с лжеработой оцениваются в более чем 300 млн рублей в год. Таким образом, сейчас сервис защищает и компенсирует потери от двух самых массовых схем телефонного мошенничества c применением социальной инженерии, которые занимают около 60% объема телефонного мошенничества. До конца года Т-Банк планирует добавить в сервис еще один массовый сценарий — лжеинвестиции.

Схема, связанная с предложением работы, имеет множество вариаций, но мошенники используют в основном одни и те же приемы и уловки. Клиенту поступает звонок с предложением выгодной подработки. Обычно мошенники представляются сотрудниками крупных компаний. Заинтересованным предлагают пройти собеседование через Skype или Zoom. Во время звонка просят включить демонстрацию экрана и под разными предлогами показать реквизиты карты — например, чтобы оформить на нее зарплатный счет. На самом деле преступники хотят увидеть данные жертвы и код из СМС, чтобы получить доступ к банковскому счету.

Второй распространенный подвид схемы: если жертву заинтересовало предложение, мошенники могут прислать простое тестовое задание, например расшифровать пятиминутную аудиозапись, составить таблицу или написать отзыв. Иногда злоумышленники даже могут заплатить за работу небольшую сумму, например 500 ₽, — чтобы вызвать доверие. Потом мошенники пытаются выманить как можно больше денег у жертвы. Например, говорят, что перед началом работы нужно оформить зарплатную карту, пройти платное обучение или купить заготовки для работы. Когда человек переводит деньги, ему перестают отвечать или блокируют.

Еще до того, как в сервис была добавлена новая схема, одна из клиенток банка стала жертвой мошенников по этому сценарию. Она искала подработку копирайтером на популярном сайте с предложениями о работе — так на нее вышли мошенники. В результате вместо работы женщина потеряла более миллиона рублей, которые банк ей возместил в рамках сервиса «Защитим или вернем деньги».

«Защитим или вернем деньги» — это первый в России сервис, который определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% и проактивно с помощью технологий защищает клиентов от телефонных злоумышленников. Если Т-Банк не сможет предотвратить мошенничество и клиент станет жертвой обмана, банк компенсирует потери. Сервис был запущен в сентябре 2023 года и не имеет аналогов на российском рынке.

Сервис предоставляется бесплатно всем клиентам Т-Банка, которые используют номер Т-Мобайла как основной контактный номер в банке. Такие клиенты в 10 раз лучше защищены от телефонного мошенничества благодаря синергии технологий банка и телеком-оператора. За время работы сервис спас почти 500 млн рублей, которые клиенты банка пытались отдать мошенникам. Сумма компенсаций в случаях, когда преступники все-таки успели украсть деньги, составила 10 млн рублей.

Алексей Бакланов, вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем Т-Банка:

«Добавление сценариев лжеработы — важный шаг в защите клиентов экосистемы Т-Банка. Мошенники регулярно придумывают новые схемы и подсхемы, людям сложно за ними следить, поэтому наша задача — проактивно защищать клиентов. Как только наши системы мониторинга выявляют новые сценарии, мы сразу начинаем дообучать наши ML-модели.

Важно понимать, что речь идет о десятках вариаций одной и той же схемы с лжеработой. Мы внимательно отбирали эталонные мошеннические звонки и обучали „Нейрощит“ — технологию на основе искусственного интеллекта, которая выявляет и пресекает попытку мошенничества непосредственно во время звонка. По итогам тестирования нам удалось достигнуть эффективности почти в 100% при выявлении мошеннических сценариев, связанных с предложениями работы».

Похожие новости