24 июня 2021
TSLA часть IV.
(продолжение)
BEARISH THESIS:
2. Энергетическое направление Tesla.
Множество быков утверждают, что Energy направление Компании обречено на успех, так как трансформирует саму суть индустрии. Ожидание доминирования Компании в этой индустрии уже заложено в текущей цене бумаги.
Tesla вошла в данный сектор через приобретение компании Solarcity в 2016 году и продолжила развитие направления по производству «умных крыш», способных обеспечить полный переход домов от традиционного электричества к солнечной энергии.
Тезис, что данное направление совершает революцию в той же мере, что и направление EV, неверен, хотя бы исходя из объемов выручки, которое данное направление генерирует. Совокупная выручка направлений Energy Storage и Energy Generation за Iкв. 2021 составила $494 млн., что есть лишь 4.7% от совокупной выручки Компании.
Да, рынок гигантский и Tesla только пробует воду, что номинально свидетельствует о потенциально великолепной возможности. Однако, здесь есть несколько очень важных «но»:
(1) Выручка направления квартал-к-кварталу в 1q21 выросла на 68%, в то время как выручка основного EV направления выросла на 77% за тот же период. Несмотря на то, что в абсолютном выражении цифра в 68% кажется фантастической, нельзя упускать из виду двойной эффект низкой базы: (а) Общий размер направления ничтожно мал на данный момент и, условно, компании, зарабатывающей ½ миллиарда куда проще прирасти на 68%, чем тому, кто зарабатывает сотни миллиардов, (б) I квартал 2020 был первым кварталом пандемии со сниженным спросом.
(2) Юнит-экономика направления сломана. На него не распространяется правило economy of scale (рост прибыльности при увеличении продаж, за счет уменьшения доли постоянных издержек в общей выручке): несмотря на рост выручки в 68%, гросс маржа составила -17% [скриншот ниже], в то время как в прошлом году на более низких объемах она превышала 20%. То есть, чем больше Компания продает, тем больше она теряет. Среди прочих факторов, Tesla недооценила степень уникальности каждого дома, и того, сколько дополнительно издержек потребуется на кастомизацию своего продукта под нужды клиентов.
И если успех направления Energy Generation можно «пощупать» на цифрах, то направление Energy Storage (батареи) нельзя не только оценить с финансовой перспективы, но и с продуктовой. Как и с FSD, менеджмент Компании делает заявления относительно запуска продукта с 2017 и год за годом откладывает релиз. Можно долго спекулировать на эту тему, но так как объективных аргументов здесь привести нельзя, то здесь остается только вера или, в случае с масштабом личности основателя Компании, даже религия. А эта плоскость не поддается какой-либо оценке.