📉ГК Самолет: разбор полета, переходящего в пике
Цифры не особо свежие, у нас есть только финотчет за 1п 2024, и отталкиваться придется от него – квартального не будет, а годовой еще очень нескоро
• Выручка: 170,8 млрд. (+68,5%)
• EBITDA: 43,1 млрд. (+61,7%) LTM: 88,6 млрд.
• Прибыль: 4,7 млрд. (-49%)
• Долг чистый без эскроу: 610,7 млрд.
• Долг/EBITDA LTM: 6.9х
• Фин.расходы чистые: 36,5 млрд. (х2.6)
Тут вполне достойный рост на верхних уровнях, но ниже подключаются долги. По ним есть несколько нюансов:
🔹Самолет в своих отчетах корректирует ебитду на штрафы за задержку ввода проектов – но это не разовый фактор, такая задержка имеет место и сейчас. Штрафы существенные, в 1п’24 заплатили почти 8 млрд., и это деньги, которые могли пойти на обслуживание долга
🔹Средства на эскроу в нынешней ситуации не слишком показательны, т.к. их нельзя моментально использовать для оптимизации портфеля, и они не приносят фин.дохода
🔹Вместе с тем, ~2/3 заемных денег получены по проектному финансированию, обслуживаются под льготную ставку 0,5-5,8%, что сильно снижает общую нагрузку
🔹Для грубой прикидки считаю вполне корректно смотреть на чистые финрасходы
За 1п’24 эти расходы выросли кратно, съели большую часть прибыли и утроили минус по ОДП. Для активно масштабирующегося бизнеса это не так, чтобы совсем нормально, но еще приемлемо
‼️Проблема, что ждать от Самолета сравнимых темпов роста после сворачивания льготной ипотеки – было излишне оптимистично. Недавняя операционка подтвердила: объемы продаж в 3 квартале снизились г/г на 45% в метрах и 37% в деньгах
Динамика опер.результатов хорошо кореллирует с выручкой Самолета. Отсюда можно предположить, что в некоем не самом хорошем, но и далеко не самом плохом сценарии:
• финрез 2 полугодия г/г тоже ухудшится, до ~100-120 млрд.
• Расходы по долгу вырастут до ~40 млрд. (как минимум добавятся августовские бонды, плюс возможные рефинансы по банкам)
• И ебитда в этом случае уже никак не позволит их перекрыть, там хорошо, если 35 млрд. наберется
💰 Это не выглядит моментальным дефолтом/банкротством: на сейчас у компании есть 25 млрд. кэша на счетах и процесс можно растянуть по времени. Но на дистанции еще в год-полтора в нынешних условиях – дорога однозначно туда
✈️ Задача Самолета – дожить до смягчения ДКП и быстро вернуть свое на том отложенном спросе, который формируется сейчас. Что можно сделать для этого – навскидку:
• самое очевидное и наименее реалистичное: ускорить стройку (допустим, были какие-то разовые задержки в 3 квартале, или еще как, давайте думать, подсказывайте © 😁) и соответственно высвобождение денег с эскроу + нормализовать темпы ввода, чтобы снизить нагрузку по штрафам
• сократить темпы запуска новых проектов
• где-то что-то еще дозанять
• допэмиссию в рынок или привлечь инвестора на докапитализацию (возможно, то что они сейчас и пытаются сделать, если верить «анонимным источникам» Форбса?)
Для облигационеров – все варианты в целом норм, для акционеров большинство неинтересные. Запас по времени пока *вроде как* есть
👉Общий вывод: если твой бизнес это брать денег из тумбочки (льготные кредиты), превращать их в товар, а потом брать еще денег из той же тумбочки (льготная ипотека), чтобы свой товар продать, – то стоит иметь хоть какой-то план на случай, когда хозяин тумбочки закроет ее на ключ. Был ли такой план у Самолета – скоро узнаем (сами они сегодня сказали, что был)
⏳Важные чекпоинты:
• оферта по крупному выпуску
$RU000A104JQ3 на 20 млрд. уже в начале февраля 2025, и дальше 2 оферты в мае по $RU000A0ZZZZ2 и $RU000A0JWYJ0 суммарно на 22,5 млрд.
• обновление кредитных рейтингов – начало января у АКРА и начало февраля у НКР (здесь без всяких вопросов надо снижать, интерес даже не в буковках, а в том, как именно увидят всю ситуацию и тайминги по ней агентства)
• годовой финотчет (ориентир – апрель-2025)
$SMLT $RU000A107RZ0 $RU000A1095L7 $RU000A109874 $RU000A104YT6 $RU000A104JQ3 $RU000A100QA0
#акции #обзор #аналитика #что_купить #новичкам #прогноз #пульс_оцени #хочу_в_дайджест #прояви_себя_в_пульсе