22 марта 2024
$UWGNВЫБЫВАЮЩИЕ ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫ
Компании отмечают, что ежегодно по железным дорогам России перевозится порядка 220 млн тонн нефтеналивных грузов для внутреннего рынка и экспорта. Для этого используется подвижной состав в количестве около 180 тыс. вагонов-цистерн, принадлежащий независимым операторам или дочерним обществам нефтегазовых компаний.
Между тем, с 2022 года в стране сформировался дефицит вагонов-цистерн, который вызван высокими темпами списания таких вагонов из-за истечения сроков службы. В целом за последние 10 лет было списано около 65 тыс. вагонов-цистерн, тогда как новых было закуплено всего около 16 тыс. единиц.
Кроме того, вырос срок оборота вагонов на сети РЖД после введения антироссийских санкций и перенаправления потоков внутри страны. В письме отмечается, что, по данным РЖД, этот срок увеличился на 13% в 2023 г. в сравнении с 2021 г., что соразмерно повысило потребность в вагонном парке.
В итоге за последние 2 года участились перебои с обеспечением вагонами-цистернами отгрузок нефтепродуктов и СУГ. Это приводит к недопоставкам топлива потребителям, ограничению объёмов переработки на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях, а также создает риски дестабилизации топливного рынка России, отмечают нефтяные компании.
При этом в 2025-2027 гг. ожидается пиковое выбытие вагонов-цистерн по истечению нормативных сроков службы (32 года) - более 25 тыс. ед., что составляет до 15% от общего парка цистерн РФ, говорится в письме. Нефтяники опасаются, что выбытие не будет компенсировано новым парком. Тем временем приказом Минтранса запрещены перевозки в вагонах, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению назначенных сроков службы, кроме нескольких исключений. "Считаем, что выдержать такой запрет в ближайшие годы в сфере перевозок нефтеналивных грузов не представляется возможным", - подчеркивается в письме.
Также нефтяники отмечают рост тарифов независимых операторов по предоставлению вагонов - в январе 2024 г. он составил в среднем около 40% к аналогичному периоду 2023 г. и более чем 2 раза по сравнению с 2021 г. Таким образом, в условиях сдерживания цен на топливо происходит перекрестное субсидирование нефтяными компаниями продукции других отраслей, подчеркивают главы нефтяных компаний.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНИКОВ
В целях организации стабильного снабжения топливом российских потребителей нефтяники просят Новака поручить Минтрансу совместно с Минэнерго, Минпромторгом и производителями нефтепродуктов проработать меры обеспечения железнодорожным подвижным составом перевозок нефтепродуктов и СУГ.
В списке мер, предлагаемых компаниями, внесение изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог РФ для временного (на период 2024-2028 гг.) снятия запрета на продление срока службы вагонов-цистерн (на 3-5 лет) без проведения их модернизации при условии технической исправности.
Кроме того, предлагается провести инвентаризацию производственных планов российских вагоностроительных заводов и при необходимости скорректировать объемы производства нефтебензиновых и газовых цистерн на период 2024-2028 гг. Также предлагается принять меры по сдерживанию роста стоимости строительства цистерн на период до 2028 г.
Источники "Интерфакса" также сообщают, что Новак поручил в срок до 3 апреля Минпромторгу, Минтрансу и Минэнерго рассмотреть вопрос дефицита вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов и СУГ и о результатах доложить в правительство РФ.