Государство планирует привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург грузоотправителей, пишет "КоммерсантъГазете стал известен плановый состав акционеров АО "УК ВСМ Две столицы" - компании-учредителя концессионера строительства ВСМ Москва - Петербург ООО "ВСМ Две столицы". По словам источника издания, знакомого с обсуждением, контролирующим акционером АО с уставным капиталом 328,5 млрд рублей должно стать ГУП "Московский метрополитен". Доля предприятия в АО может составить 51,7%, что соответствует взносу около 170 млрд рублей. Еще на 26,9%, или 88 млрд рублей, планируется привлечь ОАО "РЖД", 15,5%, или 51 млрд рублей, внесут регионы. Управляющая компания ЗАО "Лидер" вложит в уставный капитал символические 10 млн рублей, что соответствует 0,0031%.
В Минтрансе не ответили на запрос издания. В Дептрансе Москвы напомнили, что, по планам реализации проекта, столица участвует в финансировании ВСМ, и сослались на поручения президента, где доля Москвы закреплена на уровне не менее 150 млрд рублей. "Механизм внесения денежных средств города определяется правительством каждого региона самостоятельно", - добавили в Дептрансе.
Еще на 5,8%, или 19 млрд рублей, в уставный капитал АО предлагается привлечь грузоотправителей. По информации газеты, такой вариант обсуждался 4 октября на совещании в Минтрансе. Как сообщил собеседник издания, к проекту приглашают крупнейшие компании нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов. Среди рассматриваемых компаний-партнеров - "Роснефть", "НОВАТЭК", "ЛУКОЙЛ", "Уралкалий", "Еврохим", "Фосагро", "Евраз", НЛМК, "Северсталь", "Русал", СУЭК, "Сибантрацит", "Кузбассразрезуголь".
В обмен на свой взнос грузоотправитель может получить приоритет при провозе грузов в сообщении с портами Северо-Запада.Речь идет об отправках на станции Октябрьской и Северной железных дорог со всех станций сети. Приоритетный доступ относится к 30 млн тонн провозной способности подходов к портам Северо-Запада, которые должны образоваться в результате строительства ВСМ и возвращения грузового движения на основной ход Октябрьской железной дороги. Это позволяет властям рассчитывать на увеличение провозной способности на этом направлении до 220 млн тонн к 2030 году. Распределят эти 30 млн тонн пропорционально стоимости акций, принадлежащих грузоотправителю. Собеседник издания добавляет, что, если акционер перестанет нуждаться в приоритете, возможна перепродажа доли, а с ней - и приоритетного права. В РЖД ситуацию не комментируют.
Грузоотправителей пытаются простимулировать и дивидендами. C 2045 по 2064 год акционеры АО "УК ВСМ Две столицы" должны суммарно получить 10,4 трлн рублей, то есть на долю грузоотправителей придется около 600 млрд рублей.
Представители крупной промышленности в основном оставили без комментариев запрос газеты. Источник среди металлургов подтвердил факт получения предложения. Собеседник в химической отрасли отметил, что подобные предложения компаниям были, но "без жестких условий и на добровольной основе".
Источник издания среди клиентов РЖД говорит, что востребованность северо-западного направления в реалиях закрытого европейского рынка сбыта прямо зависит от множества волатильных факторов, таких как цены на мировых рынках, ставки фрахта и т.п.
Привязывать себя к этому направлению стоит в случае гарантий его безубыточности, которые могло бы обеспечить РЖД за счет тарифных условий или государство за счет иных способов субсидирования транспортировки, говорит он. Пока, по словам источника, будущая маржинальность северо-западного направления не выглядит безусловной для всех отраслей. По его мнению, предложение РЖД могло бы быть интересно поставщикам удобрений, для которых старые рынки до сих пор открыты.
$RU000A104SX0 #сердце__пульса