Ментальные штуки и работа мозга 🧠
Часть 4️⃣
О, лучше пристегнитесь!
В предыдущих постах я рассказывал о поведенческих особенностях, которые обожают маркетологи 🧟♂️
Сегодня расскажу об одном из топовых в последние 10 лет психологическом сдвиге, который рекламщиков бесит.
Бесит потому, что с ним тяжело бороться, сложнее продавать, трудно манипулировать человеками 🤖
Только вот не радуйтесь раньше времени – потребителю от этого еще хуже, чем продавцу.
Леди и джентльмены, дамы и господа, лонгусты и шортисты, представляю вам — Паралич выбора!
Паралич выбора был впервые (да как ярко, с джинсами и сексом) описан в книге Барри Шварца "Paradox of Choice", сильно рекомендую прочитать.
Паралич выбора неожиданно для социологов отпочковался от главной идеи Западных развитых стран. Идеи о достатке. Следите за руками:
1. Нужно достичь максимального благосостояния.
2. Для этого нужно дать максимальную свободу.
3. Для этого нужно предоставить максимальный выбор.
Уже чуете, чем попахивает? Точно – примером.
Нобелевский лауреат по поведенческой экономике Даниэль Каннеман, например, рассказывал:
– когда в программе пенсионного страхования США было 4 варианта фондов на выбор, процент людей самостоятельно выбравших фонд = 65.
– когда правительсво в погоне за максимизацией выбора и свободы дало около 50 программ от 30 фондов, то свой выбор сделали лишь 4% работяг. Прочие остались на дефолтной
* позже их опрашивали и почти все ответили "да я чуть с Гранд Каньона не шибанулся от стольких вариантов Джорд Буш мне в душу мать" 😆
Итак, мысль #1 Чем больше вариантов – тем сложнее выбрать. Зафиксировали? Едем дальше, следующая станция – мозгорванская.
Представь – тебе надо джинсы. Ты пошел покупать.
Приехал ты в свою районную мегу или глорию джин/ранглер/левайс и что? 700 оттенков синего, столько же черного и серого. 500 вариантов кроя, карманов, нитей, пуговок и клёша/зауженок и т.п. Окей, фиг с ними – ты издолбался, но купил. Приехал домой, надел их ещё раз и, мать перемать – толи нитка болтается, толи в талии НЕ ИДЕАЛЬНО. Всё! Кабзда.
– сколько там, в этом прекрасном мире, клёвых джинс, красивых и хороших, а я выбрал не идеальные... да чо там не идеальные, они, походу, полное гавно.
Прошёл год и тебе снова нужны джинсы. Что будет? Правильно, теперь ты уже боишься покупать джинсы т.к. помнишь боль прошлого года.
Поздравляю – у тебя параличь выбора.
Хуже паралича выбора только 2 его родимых брата, одного зовут "Упущенная выгода", а второго "Вот бы щас". О них чуть позже.
Прежде, чем дам рецепт победы над этим отклонением – по традиции перекину Паралич Выбора на пульсянскую реальность.
Взяли вы шорт на
$CCL перед отчетом, в надежде, что убытки и локдаун принесут прибыль. А в это время растет
$BIDU
– да блин, надо было ту взять.
На фоне геополитики взяли с плечом
#USDRUB а она возьми да и успокойся вниз, у вас лосик.
– эх, лучше б шортанул.
Берете вы
$ZYNE на всю котлету, видя предыдущие ракеты, а она в боковике, пока
$FNKO растет на 30%
– Блин, лучше бы функу взял.
О, а засажу-ка шорт плечистый по
$TSLA во время коррекции, а она вверх, пока
$MSTR падает
– вот бы лучше ее шортанул...
Как видите – первый младший давит на мозг, мол где-то там морковка слаще и "лучше бы купил" ее. Вдовесок второй брат давит и вы думаете: "вот щас бы уже имел 1000$ с той акции".
А старший брат вступает в игру позже. Допустим, вы либо ссушили лося, либо зарезали и решаете закинуть деньги куда-то еще. И? Легко это будет сделать? Или "блин, в прошлый раз все пошло по сраке, как же поступить сейчас – вложу сюда, та вырастет, шортану эту – вверх пойдёт.
Как же это победить в себе? Хм, снизь ожидания 😆
А если серьёзно:
1️⃣ Нужно иметь четкий план
2️⃣ Фокусироваться на своих действиях
3️⃣ Быть десь и сейчас
4️⃣ Ценить свой результат
5️⃣ Анализировать ошибки
Длинно получилось, но в преддверии так часто упоминаемой великой летней коррекции – считаю важным немного больше новичкам знать о таких штуках.
Всем бобра.