$NVTK Китай подвозит очередное оборудование для санкционного проекта СПГ в России
22 февраля 2024
15:12
Один из рейсов полупогружных судов в Мурманск по Северному морскому пути.
Два полупогружных судна с китайским оборудованием для второго арктического проекта СПГ придут до конца февраля в Мурманск, где продолжается строительство очередей для «Арктик СПГ — 2», к которым США ввели санкции в ноябре. В сопровождении ледоколов «тяжеловесы» уже прошли большую часть Северного морского пути.
Полупогружные суда Pugnax и Audax идут из Китая в Россию и перевозят оборудование для строительства оставшихся второй и третьей очереди «Арктик СПГ — 2». По данным АИС судов, арктические «тяжеловесы» следуют из Пенлая в Мурманск. С 6 января суда уже преодолели 5,5 тыс. миль, и до конечного пункта им осталось пройти немногим более тысячи миль. Pugnax и Audax указывают время прихода 26 февраля. 22 февраля они шли в Карском море.
Суда сопровождают сразу два ледокола: «50 лет Победы» и «Арктика». Как сообщает gCaptain, проход Северного морского пути не был для каравана гладким. Из-за торосистых льдов, толщина которого может достигать полутора метров, скорость снижалась до 5 миль в сутки. Судя по данным АИС, это могло происходить в Восточно-Сибирском море.
По данным gCaptain, Pugnax и Audax перевозят модули для двух очередей «Арктик СПГ — 2». В Мурманской области находится центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где оборудование устанавливают на гравитационные платформы, а уже потом транспортируют на полуостров Гыдан, где находится «Арктик СПГ — 2». Для Pugnax и Audax транспортировка оборудования для «Арктик СПГ — 2» не нова. Только в прошлом году они сделали несколько рейсов по Северному морскому пути.
Однако в ноябре США ввели прямые санкции к второму арктическому проекту. Ранее действовал только запрет ЕС на поставку оборудования и технологий СПГ в Россию, который не помешал достроить первую очередь «Арктик СПГ — 2». «Новатэк» сообщает в годовом отчете о том, что ее пусконаладку успешно провели и в декабре получили первый СПГ.
South China Morning Post писало, что в Китае строительством модулей занимаются Bomesc Offshore Engineering, Cosco Shipping Heavy Industry, Penglai Jutal Offshore Engineering, Wison Offshore Engineering и Qingdao McDermott Wuchuan. У Bomesc Offshore Engineering есть контракт на строительство десяти модулей.
Upstream сообщал, что «Новатэку» пришлось менять организационную структуру проекта из-за санкций и отказа западных компаний поставлять оборудование. По второй и третьей очередям «Арктик СПГ -2» работы возобновились лишь в январе прошлого года, когда совместное предприятие европейских Technip Energies и Saipem передало свои обязательства по контракту дубайскому Gydan LNG SNC, участником которого является российский НИПИГАЗ.
В Upstream уточняли, что «Новатэк» просил Bomesc Offshore Engineering заменить европейское оборудование китайскими аналогами, чтобы обойти санкции ЕС.
В The Financial Times отметили на этой неделе, что Китай серьезно помог России с проектом.
«Российский проект по производству сжиженного природного газа, находящийся под санкциями США, близок к экспорту своего первого груза после того, как Китай заполнил технический и логистический вакуум от ухода западных компаний. Эта ситуация демонстрирует, как Россия смогла укрепить свою энергетическую отрасль с помощью Пекина, несмотря на попытки Запада убить проект и нанести ущерб российским амбициям в области СПГ»,
— писало британское издание.
«С точки зрения строительства… Я не думаю, что санкции сработали, — заметил СМИ специалист по проектам по разработке нефти и газа в Арктике Бен Селигман. — Россия смогла завершить первую производственную линию с незначительными изменениями, и у них есть решение для второй».
В The Financial Times отметили, что Россия сократила экспорт трубопроводного газа в Европу и делает ставку на то, чтобы компенсировать потери экспортом СПГ: увеличить его до 80−140 млн тонн к 2035 году.