👀Как новичку анализировать отчётность компании (3/3)
🕯Мультипликаторы—главные показатели компании:
При сравнении компаний инвесторы зачастую сталкиваются с трудностями. Особенно когда речь идет о принципиально разных бизнесах – заводах и IT-гигантах, допустим. Традиционные финансовые показатели вроде прибыли и выручки могут отличаться в тысячи раз. Как тогда сопоставить их эффективность? На помощь приходят мультипликаторы – специальные коэффициенты, позволяющие оценить компании на единой основе.
‼️Один из самых известных мультипликаторов – P/E (Price/Earnings), или отношение стоимости бизнеса к годовой прибыли. Он показывает, за сколько лет компания способна окупить свою капитализацию за счет текущей прибыли. Чем ниже P/E, тем быстрее это произойдет.
⁉️А что если у компании нет прибыли, зато высокая выручка? Тогда аналитики используют P/S (Price/Sales) – отношение цены акции к годовой выручке в расчете на одну ценную бумагу. По нему видно, сколько инвестор платит за единицу продаж предприятия. Чем меньше P/S, тем дешевле он покупает бизнес относительно его оборота.
⚠️Следующие два мультипликатора особенно актуальны для компаний с высокой долговой нагрузкой.
🔸Net Debt/EBITDA сравнивает чистый долг (все обязательства минус деньги) и операционную прибыль, позволяя оценить способность предприятия рассчитаться по займам.
🔸EV/EBITDA соотносит стоимость всей компании с ее доналоговым операционным доходом. Этот показатель позволяет сопоставлять эффективность разных бизнесов в масштабах их рыночной оценки.
📌В целом, чем ниже значения подобных мультипликаторов, тем дешевле обходится компания инвестору. Но универсальных эталонов не существует – все зависит от конкретной отрасли. Поэтому при анализе следует ориентироваться на среднерыночные показатели в своем секторе. Правильное использование мультипликаторов позволит найти действительно недооцененные активы для выгодных инвестиций.
⏺Также для инвесторов полезно не только оценивать текущее состояние компании, но и изучать, как значения мультипликаторов изменялись со временем. Это поможет понять, в каком направлении движется бизнес и чего от него можно ожидать в будущем.
🔖Аналитики постоянно публикуют прогнозы по компаниям: какие показатели у них будут в следующем отчете.
На основе этих прогнозных значений тоже можно посчитать мультипликаторы и оценить, насколько привлекательна компания.