Сколько танкеры-призраки зарабатывают на российской нефти
Показательная история о том, как функционирует мировой рынок торговли нефтью:
Журналисты Financial Times, анализируя данные со спутников, нашли по меньшей мере 16 танкеров-призраков, которые возили российскую нефть в январе. Зарегистрированные в офшорах судна отключают системы отслеживания, нельзя установить их собственность и порт прописки.
Общий объем перевезенной российской нефти такими танкерами оценивается в 9 млн баррелей за месяц, то есть около 300 тыс барр/сутки. Это немного, учитывая, что общий объем экспорта российской сырой нефти морем до санкций составлял 3 млн барр в сутки.
Скорее всего, реальный теневой флот с российской нефтью гораздо больше. Представители морских брокеров говорят, что РФ уже организовала флот из 100 танкеров-призраков. Чтобы перевезти всю российскую нефть нужно 240 танкеров.
Подтверждением этому служит невиданный рост стоимости подлежащих списанию старых танкеров.
Инсайдеры в индустрии морских перевозок сообщают, что цена на 20-летний танкер типа Афрамакс за год выросла на 86% - с $11,8 млн до $22 млн.
Ситуация хорошо показывает, что какие ни были бы жесткие санкции, остановить торговлю российской или любой другой нефтью они не могут.
Схема продажи нефти из подсанкционных стран процветает уже многие годы. Еще в начале 2022 года аналитики оценивали, что примерно каждый 11-й танкер из 850 судов мирового флота супертанкеров используется для перевозки венесуэльской или иранской нефти.
Однако, что действительно могут санкции, так это увеличить издержки российских нефтедобытчиков. И масштабы их роста впечатляют.
В документах, с которыми ознакомилось агентство Reuters, указано, что в январе один перевозчик брал $10,5 млн за доставку 700 000 баррелей российской нефти на индийский нефтеперерабатывающий завод.
Год назад подобное путешествие обошлось бы продавцу в $0,5–1,0 млн в зависимости от тарифов.
То есть, вместо 1 доллара, доставка барреля российской нефти в Индию теперь стоит 15 долларов.
Reuters называет конечными бенефициарами Совкомфлот, греческие и дубайские транспортные компании. Та прибыль, которая раньше была бы у российских нефтяников, теперь оседает в кармане тех, кто может позволить себе организовать флот танкеров-призраков.