Недавно нефтяная компания опубликовала отчет за первое полугодие 2024-го. Финансовые результаты почти совпали с нашими прогнозами, оцениваем их как умеренно позитивные. В этом обзоре мы детально разберем их динамику, дадим прогноз на второе полугодие и расскажем, на какие дивиденды по итогам года стоит рассчитывать.
В первом полугодии 2024-го выручка Татнефти выросла на 49% год к году — это всего лишь на 0,4 п. п. ниже наших ожиданий. Основными драйверами роста стали:
При этом снижение добычи в связи с принятыми ограничениями немного затормозило рост доходов компании.
Рассмотрим подробнее динамику выручки по сегментам.
Выручка выросла на 56% в годовом выражении, что в большей степени обусловлено следующими факторами.
В данном сегменте выручка показала чуть более скромный рост — на 45% год к году. Это напрямую связано со снижением крэк-спрэдов (разница между ценой на сырую нефть и стоимостью нефтепродуктов, произведенных из нее). В первом полугодии сильнее всего снизился спрэд на дизельное топливо (-26% в годовом выражении). По нашим оценкам, на дизель приходится около 45% от общего объема продаж нефтегазопродуктов Татнефти. Компании удалось компенсировать падение спрэда за счет роста объемов продаж. Маржа немного сократилась, но по-прежнему остается на высоком уровне. Добавим, что исторически дизельное топливо дорожает осенью, так как в это время происходит переход с летнего топлива на зимнее, а НПЗ необходимо время, чтобы сформировать предложение на рынке.
Выручка увеличилась в 3,5 раза в годовом выражении. Драйвер роста — покупка 100% в шинном заводе финской компании Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске (сделка состоялась в 2023 году). Ежегодно завод может производить до 16 млн шин.
В первом полугодии 2024-го EBITDA увеличилась на 26% год к году, до 230 млрд рублей. При этом маржинальность по этому показателю снизилась на 4,6 п. п. на фоне роста стоимости закупки топлива и увеличения налоговой нагрузки.
Так, стоимость приобретенного топлива возросла в два с половиной раза на фоне:
Налоговая нагрузка увеличилась на 62% в годовом выражении в основном за счет роста налога на дополнительный доход и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это произошло на фоне сближения фактических цен и условных, применяемых при определении налоговой ставки. В то же время позитивным фактором выступило повышение демпферных выплат на 60%, несмотря на рост внутренних цен на дизельное топливо.
Что касается чистой прибыли, то она прибавила чуть более 2% год к году. Слабая динамика объясняется наличием убытка по курсовым разницам в размере 5 млрд рублей (годом ранее была прибыль в размере 30 млрд рублей).
Согласно дивидендной политике, Татнефть осуществляет выплаты акционерам три раза в год. Их размер определяется как 50% от чистой прибыли по МСФО или РСБУ (в зависимости от того, какой показатель прибыли больше).
При этом компания может платить более щедрые дивиденды, чем предусматривает ее дивидендная политика. Так, в 2023 году общий объем дивидендов Татнефти превысил 70% от чистой прибыли по МСФО. Татнефть недавно объявила промежуточные дивиденды за первое полугодие 2024-го в размере 38,2 рублей на акцию (выше наших ожиданий), что эквивалентно около 75% от прибыли по РСБУ или 59% от прибыли по МСФО. Доходность такой выплаты к текущей цене акций составляет 6,4%. Последний день для покупки акций, чтобы получить эти дивиденды, — 8 октября.
Компания может позволить себе щедрые дивиденды в связи с:
По нашим оценкам, в ближайшие годы компания может сохранить коэффициент выплат на уровне 70% от чистой прибыли. Поэтому мы ждем, что дивиденды за весь 2024 год могут составить 93—94 рубля на акцию и принести доходность в размере 15,6%.
Мы сохраняем позитивный взгляд на акции Татнефти, но пересматриваем таргет до 800 рублей за акцию в связи с сохраняющимися высокими ставками в экономике и рисками неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке.