🏗️Самолет в штопоре! Впереди банкротство?
Про грядущее банкротство Самолёта не написал только ленивый. А я как раз ленивый, поэтому вместо того чтобы бежать впереди паровоза и перепечатывать слухи, я решил сесть и разобраться в ситуации.
🔥Что вообще происходит?
По завершении программы льготной ипотеки, собственники ГК «Самолет» начали искать возможность продать компанию.
👉Много информации о волне сокращений в компании. Также появились неподтвержденные слухи, что Самолет распродаёт землю, деньги выводят за границу и вообще вот-вот все земельные активы арестуют.
📉Акции полетели в пропасть (минус 64% за полгода, с максимумов почти -80%), причём объемы на выход в последние недели просто гигантские.
📊Финансы
Последний отчет по МСФО за 6 мес. 2024 вышел в конце августа. Понятно, что он уже нерелевантен: 1-е полугодие было успешным, т.к. люди расхватывали квартиры перед сворачиванием льготки. Тем не менее, полезно оценить ключевые цифры непосредственно ПЕРЕД тяжёлыми временами.
● Выручка: 171 млрд ₽ (+68% г/г);
● Чистая прибыль: 4,72 млрд ₽ (-49%);
● Финансовый долг: 631 млрд ₽ (+23%);
● Остатки на эскроу: 364 млрд ₽;
● Чистый долг/ EBITDA: 2,8х.
Прибыль провалилась из-за резкого увеличения расходов в 2024. Большой долг нужно обслуживать по новым ставкам, а они весь год растут. Отношение долга к капиталу - 12,8х, что прямо скажем очень много.
👉Долговая нагрузка по соотношению ЧД / EBITDA - 2,8х. Скорее всего, по итогам 2024 г. она превысит 3х и приблизится к 3,5х. Для сравнения - у
$SGZH около 15х, у многих компаний из индекса Мосбиржи выше 3х. И ничего, живут как-то.
✈️Самолёт долетался
Я бы оценил состояние нашего крылатого пациента как средней тяжести с некоторой тенденцией к ухудшению. При этом до клинической смерти ещё далеко (если только ему специально не помогут в этом).
Плохой сигнал - разрыв между проектным финансированием и средствами на эскроу-счетах в 150 млрд ₽. На эту часть долга проценты начисляются по рыночным, а не льготным ставкам.
🤷♂️Операционной прибыли пока хватает на обслуживание долгов, но она скорее всего будет уменьшаться, а вот долги - наоборот. Самолёт может попасть в "ловушку Сегежи", когда даже для уплаты процентов по старым займам нужно будет набирать новые по запредельным ставкам. А кто будет готов давать миллиарды в долг терпящей бедствие компании на таком новостном фоне?
💥Крах неминуем?
Я бы так не сказал. Если станет совсем тяжко, можно распродать 20-25% земельного банка и/или объявить допэмиссию. По оценкам, общая стоимость земельного банка составляет 848 млрд ₽. У других застройщиков
$PIKK $ETLN дела тоже не очень, но "топят" в СМИ целенаправленно именно Самолет.
Вероятно, рухнуть полностью Самолету никто не даст: слишком многое завязано на строительный бизнес, удар затронет других девелоперов и банки. Не говоря уже про огромное количество недостроев.
💰Если дойдет до банкротства, Самолет скорее всего выкупят провластные структуры типа ДОМ.РФ или даже Сбера
$SBER, которому не хватает карманного застройщика. Другой вопрос - что будет с долгами и миноритарными держателями акций в этом случае.
🤔Что я делаю?
Не дёргаюсь. На минувшей неделе даже докупал акции
$SMLT по 1250-1300 ₽. Флоатеры Самолет П14
$RU000A1095L7 на панике укатали ниже 80% - на мой взгляд, это перебор.
🅰️Со мной отчасти согласны аналитики Альфы, которые провели стресс-тест финансов компании и пришли к выводу, что облиги перепроданы уж слишком сильно.
⚠️Но за мной ни в коем случае НЕ ПОВТОРЯЙТЕ! Я-то вообще ку-ку, помимо "Самолета" держу в портфеле М.Видео
$MVID и Сегежу.
🎯Вывод
🏗️Я не вижу объективных ФИНАНСОВЫХ причин для банкротства в ближайшем будущем. Но судя по тому, как спешно мажоритарии "сворачивают удочки", не исключено, что готовится банкротство политическое - чтобы подмять налаженный стройбизнес под того, "кого надо". А долги и трудности с продажами могут стать лишь удобным предлогом.
🔔Подписывайтесь!❤️
$RU000A109874 $RU000A104JQ3 $RU000A104YT6 $RU000A107RZ0 $RU000A100QA0
#sid #smlt