#331 ВАЖНЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ
•Market Cap. Рыночная капитализация компании, то есть оценка ее полной стоимости на основе текущего курса акций. Компании с большой капитализацией ведут себя стабильнее, чем мелкие конкуренты из той же отрасли.
•Income. Чистая прибыль за год.
•Sales. Выручка от продаж.
•
#Dividend. Размер годовых дивидендов на акцию в долларах США. Чуть ниже отображается значение в процентах.
•P/E (Price/Earnings). Отношение цены акции к прибыли, полученной в расчете на эту акцию. Чем ниже значение коэффициента, тем более недооцененной считается компания. Как следствие, низкий P/E можно расценивать как аргумент в пользу покупки. Впрочем, не стоит воспринимать этот показатель слишком буквально. При низком P/E у предприятия может быть множество других проблем. Высокий P/E тоже нельзя рассматривать как однозначный аргумент против покупки: не исключено, что это следствие ожидаемого сокращения прибыли, финансового кризиса или других явлений, которые не несут прямой угрозы бизнесу.
Ни один из мультипликаторов, включая P/E, нельзя рассматривать в отрыве от отрасли. В цену акций заложены ожидания инвесторов относительно будущей прибыли — и они могут быть вполне оправданными. Многие IT-компании на ранних этапах работали в убыток или показывали огромный P/E, но впоследствии превратились в прибыльных гигантов из списка S&P500.
•
#PEG (P/E to Growth) — отношение P/E к темпу роста прибыли. Например, если P/E равен 10, а прибыль за последний год выросла на 5%, то PEG будет равен 2 (т. е. 10 / 5). Показатель помогает выявлять растущие компании с недооцененными акциями. Хороший показатель — PEG ниже единицы. При этом у компаний-гигантов вроде Apple он может быть значительно выше.
•P/FCF (Price/Free cash flow) — отношение цены акций к свободному денежному потоку. Free cash flow показывает объем свободных средств, которые компания может потратить на выплату дивидендов, погашение долга и другие цели. P/FCF зачастую дает более объективную картину, чем P/E. При небольшой прибыли компания может генерировать приличный денежный поток, что значительно важнее для ее устойчивого развития.
•Debt/Eq (Debt/Equity) — отношение заемного капитала к собственному. Слишком высокое значение говорит о большой закредитованности: компания теряет устойчивость и становится зависимой от внешних условий. С другой стороны, низкое значение можно рассматривать как препятствие в дальнейшем развитии: тяжело наращивать долю рынка, не прибегая к займам. Значение Debt/Eq в районе 0,5 – 0,7 считается самым благоприятным.
•
#EPS (Earnings Per Share) — прибыль в пересчете на одну акцию. При анализе компании EPS рассматривают в нескольких плоскостях:
Сравнение разных компаний одного сектора. При прочих равных выгоднее вложиться в предприятие с более высоким EPS.
Динамика EPS в прошлом. Хорошо, если значение непрерывно растет в течение 3 – 5 лет. Графа EPS past 5Y показывает средний годовой прирост за последние 5 лет.
Прогноз EPS на будущее. Мультипликатор EPS next Y (EPS next 5Y) показывает прогнозируемый рост в течение 1 года (5 лет).
•
#ROA (Return On Assets) — отношение прибыли к стоимости активов (рентабельность активов). Показывает эффективность управления компанией: если ROA растет в течение нескольких лет, это хороший сигнал. Можно также сравнить ROA нескольких компаний одной отрасли.
•
#ROE (Return on Equity) — прибыль на вложенный капитал. Показывает, сколько денег приносит каждый доллар, потраченный компанией из собственных средств. Например, при ROE 20% на вложенный. Как и ROA, показатель во многом отражает качество управления компанией.
•
#ROI (Return On Investment) — прибыль на инвестицию. В отличие от ROE, учитывает не только собственные средства компании, но и заемные средства (Debt).
•
#Profit_Margin — доходность, т. е. отношение чистой прибыли к выручке от продажи товаров. При анализе компании показатель рассматривают в следующих плоскостях:
доходность должна быть положительной;