15 марта 2025
Что там нынче в ритейле? Часть 1 FMCG
Слушая эфиры БКС, два раза за неделю услышал тезис, что MGNT стремится к делистингу с Московской биржи. Основные аргументы – полная закрытость компании от инвесторов, перевод в третий котировальный список (где ошиваются отщепенцы с низким free-float типа Газпромнефти и какие-то мутные товарищи с полной корпоративной непрозрачностью). Тут еще в декабре «кидок» с дивидендами произошел, когда совершенно «неожиданно» не собрался кворум акционеров. Собственно, идея в том, что компания хочет провести делистинг, объявив оферту по выкупу акций, например по средней цене за последние полгода. Тогда чем ниже котировки, тем выгоднее выкуп.
Зачем уходить с Мосбиржи? Это вопрос к основному акционеру - компании Maraphon Group, сайт которой не содержит ровно никакой содержательной информации. Видимо, чтобы сосредоточить всё управление в своих руках и не отвлекаться на вечно ноющих миноритариев, не потакать инвестблогерам. Старое доброе ручное управление. Если выкуп будет, например, по 5000 руб за акцию, то он обойдется компании в 340 млрд руб (free-float Магнит внушительные 66,8%). С учетом того, что по состоянию на 1 полугодие 2024 года чистый долг компании составлял 220 млрд руб, не очень понятно, откуда они возьмут такие деньги.
Однако если Магнит всё-таки уйдет, то станет вторым ритейлером после Детского мира за последние два года ставшим непубличной компанией. И это будет значительной потерей (компания держит 1-е место в России по количеству розничных магазинов), особенно в свете задачи по наращиванию капитализации фондового рынка. Но у нас еще остаются не менее серьезные ребята – это X5, LENT, FIXP, хотя зачем последней листинг на Мосбирже даже с учетом перспективы обмена расписок на акции российской дочки до конца непонятно. В текущей ситуации в ритейле и модели поведения потребителей, которые недорогой non-food берут на маркетплейсах, а продукты питания в дискаунтерах, Фикс Прайс также могут по-тихому уйти с рынка. Ну про OKEY не стоит забывать, после редомицилляции там может возродиться инвестиционный кейс.
Таким образом, в классическом FMCG ритейле остаются Х5 и Лента, которая становится всё более значимым игроком через агрессивную тактику M&A. Возможная сделка по приобретению «Азбуки вкуса» супер значимый эффект не окажет (до Х5 всё равно будет как до Луны), но точно может дать шанс вырваться на почетное третье место по обороту среди всех FMCG-сетей (пока там обосновался Mercury Retail Group, куда входят «Красное и белое» и «Бристоль»).
Если пофантазировать на тему потенциальных новых лиц именно в сегменте FMCG, то здесь точно был бы интересен Вкусвилл. Выручка за 2024 год выросла на 27% до 329 млрд руб (темпы роста выше, чем Х5, но ниже, чем у Ленты); новых магазинов открыто 593, в то время как у Х5 - 1667 магазинов «у дома», у Ленты - 655, у Фикс Прайс – 644 (если брать только Россию). Чистая прибыль в 2023 году составила 5,1 млрд руб, за 2024 год данных не нашел. Вслед за «Магнит Косметик» и «Улыбка радуги» компания запускает сеть магазинов косметики «Вкусвилл. Косметика». Потенциально это могло быть неплохое IPO для такой хорошо растущей по меркам отрасли ритейла компании. Если VSEH оценили себя в 100 млрд руб при выручке в 132 млрд и темпах роста 54%, то, на мой взгляд, оценка Вкусвилл может быть не менее 150 млрд руб.
Из крупных FMCG-игроков сразу можно выкинуть из уравнения «дочки» европейских сетей – французскую Auchan и немецкую Metro. Что касается одиозного «Светофора», то эта компания по своей непрозрачности даст фору Магниту. Сегодня компания не вылезает из бесконечных проверок, да и в случае положительного решения, это явно не кандидат на публичный рынок.
В итоге если вдруг случится рокировка Магнита на Вкусвилл, то инвесторы в сектор ритейла точно потеряют в размере бизнеса, но зато выиграют в темпах его роста, и возможно, в уровне корпоративного управления. Так или иначе остается надеяться, что и другие крупные игроки обратят свое внимание на фондовый рынок.
Не ИИР