$AMZN $SPCE Привет, друзья. Продолжаем тему космических перевозок.
Сегодня говорим о Blue Origin, проекте некого Безоса, известного главным образом из-за страданий американских пенсионеров, чей труд эксплуатирует инфернальный Amazon.
Сразу заявлю, что являюсь большим поклонником Фрейда (а ещё больше -- Юнга), но ни слова не скажу об ассоциациях, приходящих на ум от облика Blue Origin.
Инженерам виднее, как должен выглядеть космический аппарат, поэтому оставим эту незрелую тему в стороне.
Перейдем к сухим фактам.
BO -- единственный (пока) конкурент VG в сфере космического туризма.
VG действует с 2004-го года, при этом деятельность компании, главным образом, сосредоточена в Инстаграме и Твиттере. Некоторые скептики даже пишут, что VG -- это затянувшийся трип Бренсона, каким-то образом зацепившийся за реальность. Но мы не станем повторять наветы злопыхателей.
Скажем только, что скептики не правы. Тема космотуризма действительно сложна. Кроме того, Безовская шарага коптит небо не меньше Бренсоновской.
Первый тестовый запуск BO состоялся в 2005-м году, то есть примерно в то же время, когда идея орбитальных путешествий вообще пришла в головы скучающим миллиардерам.
Безос пошел проверенным путем и начал мастерить уродливые ракеты с пассажирскими капсулами. Маркетолог Бренсон решил искать уникальную фишку, вспомнил, что является владельцем авиакомпании, вспомнил о Мрии и Буране, влюбился в концепт и десять лет провел как во сне.
Компания Безоса за это же время протестировала семь ракет (каждая из которых являлась шагом к созданию окончательного, коммерческого полетного модуля).
Совершила 21 успешный и 1 аварийный запуск.
Отработала процедуру автоматического взлета/посадки для стартового модуля.
Отработала приземление капсулы с пассажирами.
+ уже сегодня BO сообщит о продажах туристических билетов для всех желающих и назовет цену за рейс в космос (здесь Бренсон точно всех обогнал: не только первым назвал цену, но и сразу взял деньги).
Неужели обаятельный Бренсон потерпел поражение в такой напряжённой гонке?
Сравним BO и VG.
BO умеет разгонять пассажирский модуль до высоты >100 км, затем модуль отстреливается от ракеты и около 10 минут падает на землю. Пассажиры сидят в консервной банке и смотрят в иллюминаторы. Все.
Примерно как возвращение Гагарина с орбиты, только вы не первопроходец.
VG умеет взлетать на высоту 110 км и переходить в режим планера. При этом пассажиры VG в течение трёх минут парят над Землёй, перемещаясь по салону VSS в состоянии невесомости. Длится полет около двух часов, включая постепенный набор высоты и любование планетой из визоров Imagine.
Звучит куда интереснее BO.
Правда, BO уже практики, а VG пока теоретики. И в этом существенная разница.
Однако космический туризм не является жизненной необходимостью и продает именно сервис, опыт, эмоции от события. Полет в цивильном корыте Бренсона, конечно, выглядит куда привлекательнее.
Пассажира встречают в специальном, брендированном космопорте Spaceport America, проводят к дверям по "звёздному" полу, усаживают в салон современной виманы, дают покрутиться несколько минут в состоянии невесомости и увидеть родную планету во всей ее беззащитности и красоте.
Безос предлагает симуляцию приземления, типичную для каждого экипажа МКС. Дорого и сердито, учитывая, что на самой МКС вы не побываете и посверлить российский модуль вам не дадут.
В капсуле тесно, неуютно и слишком дорого: хоть Бренсон и сообщает о планах увеличить стоимость билетов VG, стоимость BO в настоящий момент ожидается примерно вдвое выше.
Однако проект Безоса куда прочнее стоит на ногах. И не только благодаря отработанной технологии взлета/посадки, не только благодаря финансовой подушке Amazon, не только благодаря сотрудничеству с NASA (которое, впрочем, сотрудничает со всеми), но благодаря тому, что VG, по прежнему, только красивый концепт.
Удобный, упакованный, отрендеренный и завёрнутый в магию Disney. Да. Но пока что в теории.
А BO, скучный и простой, как рельс, всё-таки летает.