$TRNFP
Согласно предварительным итогам транспортировки нефти и нефтепродуктов в 2023 году, поставки по системе магистральных нефтепроводов ПАО Транснефть остались на уровне 2022-го, сократившись в пределах 1%. Экспортные объемы упали на 6,5%, но повысились внутренние поставки на НПЗ на 2,3%. Транспортировка нефтепродуктов в прошлом году выросла на 10,9%, с 39 до 43,3 млн тонн. Из них увеличение поставок на внутренний рынок оценивается в 8%, до 14,6 млн тонн, а на экспорт — в 12,5%.
Предварительные итоги ушедшего года в целом показали незначительное отклонение от объемов транспортировки нефти в 2022-м, при том, что тогда был ажиотажный спрос на российскую нефть в преддверии введения эмбарго на ее морские поставки.
Не думаем, что стоит рассматривать предварительные данные как негативные, так как падение экспортных поставок было обусловлено изменением логистических и транспортных маршрутов. Экспорт через трубопровод «Дружба», например, упал на 60% в 2023 году, однако тарифы на перекачку повысились на 7,5%, что и обеспечило рост выручки.
Мы сохраняем позитивный взгляд на компанию, так как она ведет устойчивый бизнес, а ее финансовые результаты не зависят от цен на сырье, тарифы индексируются ежегодно. Инвестиционная привлекательность Транснефти вырастет после сплита акций, так как они станут доступны большему кругу неквалифицированных инвесторов. На этом фоне мы ожидаем увеличение спроса на ценные бумаги компании и, как следствие, роста их стоимости. Совет директоров одобрил дробление акций в соотношении 100/1, данное событие ожидается уже в начале февраля 2024 года.